Прогулки по Рогожской старообрядческой слободе. 1-ая часть

Рогожская старообрядческая слобода с конца XVIII века была центром для старообрядческих общин, располагавшихся но пути хлебного экспорта в крупные торговые города Поволжья. На организации хлебной торговли жители Рогожской слободы нажили огромные капиталы. От воли Рогожской слободы к началу XIX века зависели цены на хлеб не только в России, но и в Англии.00-00-Sloboda-1024x709

Духовным центром слободы было Рогожское старообрядческое кладбище, называвшееся в старину Рогожский богадельный дом — крупнейший и богатейший центр старообрядчества. Образованию Рогожского кладбища способствовала эпидемия моровой язвы (чумы) 1771 года. До сих пор точно неизвестно, какими путями в конце 1770 года чума пробралась в Москву. О ее приближении к столице знали. Екатерина II слала московскому генерал-губернатору графу П.С.Салтыкову предписания о необходимости принятия предупредительных мер. Меры были предприняты, но оказались недостаточными. В первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих, известных еще с 1718 года и принадлежавших староверам-поповцам, приемлющим священство. Вместо двух закрытых кладбищ у Серпуховской и Тверской застав поповцам по указу Правительствующего Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы. Здесь были устроены карантин, больницы и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания умерших. Так возникло знаменитое Рогожское кладбище - всероссийский центр старообрядчества. К возвращению Г. Орлова в Санкт-Петербург императрица приказала соорудить триумфальную арку. На южной стороне которой было начертано: "Орловым от беды избавлена Москва". Надпись на северной стороне гласила:
"Когда в 1771 годе на Москве был мор на людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов, по его просьбе получив повеление туда поехать, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями Медальерами Г.Х.Вехтером и П.П.Уткиным была выбита по сему случаю медаль."
01-00-Rogojskoe2-660x330 01-70-RogojskoeВ Москве на месте первого чумного захоронения (11 сентября 1771 г. Матвей Сумин) был установлен памятник – стела. На южной стороне памятника в стихотворной форме описывается трагедия чумной эпидемии:

В числе множества удручающих смертных скорбей
Моровая язва свирепее всех поедает людей.
Не щадит она младенцев, ни юношей цветущих лет,
И самым древним старцам от ней пощады нет.
Сия величайшая в мире на человечество напасть
Издревле ужаснее браней наводит собой страх.
Хотя не всегда в людях тоя действия бывает,
Но равно всех определенных лютостью своею убивает.
На северной стороне - описание симптомов и течения этой страшной болезни:
Болящие чувствуют начало поражения -
Великия во всех членах расслабления,
Руки и ноги у всех так дрожали,
Что, подобно пьяным шатаясь, они упадали.
Потом озноб и головную боль они ощущали,
А внутренние их воспаления с жаром возмущали...
Все таковые действия сил лишали,
И на другой день поражаемых нещадно умерщвляли.
К настоящему времени обелиск не сохранился, и его судьба неизвестна, но место его нахождения нетрудно найти на 1-м участке.

Храм Святителя Николы Мирликийского Чудотворца на Рогожском кладбище (Никольская церковь, церковь Николы Чудотворца)

1929храм 01-51-Rogojskoe нынеВ 1771 году на Рогожском кладбище была построена деревянная часовня во имя святителя Николы. Через пять лет, в 1776 году, храм был отстроен в камне московским купеческим обществом поповщинского старообрядчества. В 1854 году храм переосвящён в единоверческую церковь. В 1864 году перестроен на пожертвования прихожан, перешедших в единоверие из старообрядческой Белокриницкой общины поповского согласия. Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но священниками официальной церкви, которой подчинялись в иерархическом отношении. Ввиду того, что храм был перестроен единоверцами, он стал официально называться Николо-единоверческий храм на Рогожском кладбище города Москвы. Перестройка осуществлялась в 1863-1866 гг. по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева на средства купца Никандра Матвеевича Алясина, после чего храм приобрёл современный вид в «русском стиле». Заново построили трёхярусную колокольню с шатровым завершением и двумя шатровыми висячими гирьками. На три аршина были подняты своды основного объёма храма. Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зодчества XVII века. Завершение основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гранёными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее остальных, имеет окна. В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1994 гг. Покровский придел был передан советскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела стеной, сейчас упразднённой, а в 1993 году храм был целиком передан РПЦ МП.
Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбе с опустошительной эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища летнего Покровского храма.

Покровский собор старообрядческой Рогожской общины (Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы)Zhen-Mironosits-best-STAROVE.RU-05 RGJ-Panorama-SiteStarove.RU_Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, так как традиционно считалось, что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой Церкви преодолевать лишения и невзгоды. Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины.

Сооружение началось в 1790-1792 годах по проекту выдающегося русского зодчего Матвея Фёдоровича Казакова в стиле классицизм. Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм, превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II, после чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и «убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока, что, видимо, вызвало отказ М.Ф. Казакова от дальнейшего проектирования. Завершал проектирование его помощник И.И. Марченков. Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех, кто с ними боролся. Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв. И сегодня здесь можно увидеть редкие иконы, на-пример, икону с изображением Спаса Вседержителя (Спас Оглавный) конца ХIII - начала XIV века. В XIX веке в большие праздники этот огромный храм едва вмещал богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы. «Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем соблюдением устава, на клиросе пел по-старинному хороший хор певчих».

При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался особым преследованиям, и храмы Рогожского кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались тяжёлые времена. В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. После смерти последнего перешедшего в старообрядчество священника, 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета, алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, и на нём лежали огромные печати. Храмы превратились в простые часовни, а перестроенный к этому времени храм Святителя Николы Мирликийского Чудотворца в единоверческий.
IMG_0641-1

LG Digital Still Camera

Zhen-Mironosits-best-STAROVE.RU-09 01-R01-Venchanie-Rogojskoe 00-00-HramТолько 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия.

К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе, в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища, богослужения не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр. Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой).

Службы велись здесь и во время войны. Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно. В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события.

Так, в 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания алтарей. Сегодня распечатывание алтарей торжественно отмечается ежегодно в день Жен Мироносиц, в этот день здесь проходит особо торжественное богослужение, на которое съезжаются священство и миряне из разных уголков России. Также традиционно проходит вечер духовных песнопений.