Рогожская старообрядческая слобода с конца XVIII века была центром для старообрядческих общин, располагавшихся но пути хлебного экспорта в крупные торговые города Поволжья. На организации хлебной торговли жители Рогожской слободы нажили огромные капиталы. От воли Рогожской слободы к началу XIX века зависели цены на хлеб не только в России, но и в Англии.
Духовным центром слободы было Рогожское старообрядческое кладбище, называвшееся в старину Рогожский богадельный дом — крупнейший и богатейший центр старообрядчества. Образованию Рогожского кладбища способствовала эпидемия моровой язвы (чумы) 1771 года. До сих пор точно неизвестно, какими путями в конце 1770 года чума пробралась в Москву. О ее приближении к столице знали. Екатерина II слала московскому генерал-губернатору графу П.С.Салтыкову предписания о необходимости принятия предупредительных мер. Меры были предприняты, но оказались недостаточными. В первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих, известных еще с 1718 года и принадлежавших староверам-поповцам, приемлющим священство. Вместо двух закрытых кладбищ у Серпуховской и Тверской застав поповцам по указу Правительствующего Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы. Здесь были устроены карантин, больницы и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания умерших. Так возникло знаменитое Рогожское кладбище - всероссийский центр старообрядчества. К возвращению Г. Орлова в Санкт-Петербург императрица приказала соорудить триумфальную арку. На южной стороне которой было начертано: "Орловым от беды избавлена Москва". Надпись на северной стороне гласила:
"Когда в 1771 годе на Москве был мор на людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов, по его просьбе получив повеление туда поехать, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями Медальерами Г.Х.Вехтером и П.П.Уткиным была выбита по сему случаю медаль."
В Москве на месте первого чумного захоронения (11 сентября 1771 г. Матвей Сумин) был установлен памятник – стела. На южной стороне памятника в стихотворной форме описывается трагедия чумной эпидемии:
В числе множества удручающих смертных скорбей
Моровая язва свирепее всех поедает людей.
Не щадит она младенцев, ни юношей цветущих лет,
И самым древним старцам от ней пощады нет.
Сия величайшая в мире на человечество напасть
Издревле ужаснее браней наводит собой страх.
Хотя не всегда в людях тоя действия бывает,
Но равно всех определенных лютостью своею убивает.
На северной стороне - описание симптомов и течения этой страшной болезни:
Болящие чувствуют начало поражения -
Великия во всех членах расслабления,
Руки и ноги у всех так дрожали,
Что, подобно пьяным шатаясь, они упадали.
Потом озноб и головную боль они ощущали,
А внутренние их воспаления с жаром возмущали...
Все таковые действия сил лишали,
И на другой день поражаемых нещадно умерщвляли.
К настоящему времени обелиск не сохранился, и его судьба неизвестна, но место его нахождения нетрудно найти на 1-м участке.
Храм Святителя Николы Мирликийского Чудотворца на Рогожском кладбище (Никольская церковь, церковь Николы Чудотворца)
В 1771 году на Рогожском кладбище была построена деревянная часовня во имя святителя Николы. Через пять лет, в 1776 году, храм был отстроен в камне московским купеческим обществом поповщинского старообрядчества. В 1854 году храм переосвящён в единоверческую церковь. В 1864 году перестроен на пожертвования прихожан, перешедших в единоверие из старообрядческой Белокриницкой общины поповского согласия. Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но священниками официальной церкви, которой подчинялись в иерархическом отношении. Ввиду того, что храм был перестроен единоверцами, он стал официально называться Николо-единоверческий храм на Рогожском кладбище города Москвы. Перестройка осуществлялась в 1863-1866 гг. по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева на средства купца Никандра Матвеевича Алясина, после чего храм приобрёл современный вид в «русском стиле». Заново построили трёхярусную колокольню с шатровым завершением и двумя шатровыми висячими гирьками. На три аршина были подняты своды основного объёма храма. Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зодчества XVII века. Завершение основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гранёными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее остальных, имеет окна. В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1994 гг. Покровский придел был передан советскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела стеной, сейчас упразднённой, а в 1993 году храм был целиком передан РПЦ МП.
Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбе с опустошительной эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища летнего Покровского храма.
Покровский собор старообрядческой Рогожской общины (Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы) Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, так как традиционно считалось, что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой Церкви преодолевать лишения и невзгоды. Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины.
Сооружение началось в 1790-1792 годах по проекту выдающегося русского зодчего Матвея Фёдоровича Казакова в стиле классицизм. Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм, превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II, после чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и «убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока, что, видимо, вызвало отказ М.Ф. Казакова от дальнейшего проектирования. Завершал проектирование его помощник И.И. Марченков. Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех, кто с ними боролся. Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв. И сегодня здесь можно увидеть редкие иконы, на-пример, икону с изображением Спаса Вседержителя (Спас Оглавный) конца ХIII - начала XIV века. В XIX веке в большие праздники этот огромный храм едва вмещал богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы. «Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем соблюдением устава, на клиросе пел по-старинному хороший хор певчих».
При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался особым преследованиям, и храмы Рогожского кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались тяжёлые времена. В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. После смерти последнего перешедшего в старообрядчество священника, 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета, алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, и на нём лежали огромные печати. Храмы превратились в простые часовни, а перестроенный к этому времени храм Святителя Николы Мирликийского Чудотворца в единоверческий.
Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия.
К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе, в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища, богослужения не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр. Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой).
Службы велись здесь и во время войны. Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно. В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события.
Так, в 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания алтарей. Сегодня распечатывание алтарей торжественно отмечается ежегодно в день Жен Мироносиц, в этот день здесь проходит особо торжественное богослужение, на которое съезжаются священство и миряне из разных уголков России. Также традиционно проходит вечер духовных песнопений.