Вопрос: Зачем Христос выгнал торговцев из Храма? и стоит ли убрать коммерцию из Церкви Христовой в т.ч. из МП?
Ответ: Очень доходчивое объяснение дает блаженный Феофилакт Болгарский о причине изгнания торговцев их храма. Святой пишет:
«Как господин дома, то есть храма, Господь изгнал торгующих, показывая, что принадлежащее Отцу принадлежит и Ему. Он так поступил, с одной стороны, имея попечение о благолепии в храме, а с другой — обозначая отмену жертв, ибо, изгнав быков и голубей, выразил, что нужно не такое жертвоприношение, которое состоит в заклании животных, а нужна молитва. Он говорит: «дом Мой — домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников», ибо в вертепах разбойников происходят убийства и кровопролития. Или же Он назвал храм вертепом разбойников потому, что там продавали и покупали; а любостяжание и есть страсть разбойников. Торжники — то же, что у нас меняльщики…».
Итак, согласно святому отцу, причина изгнания торгующих из храма – это «попечение о благолепии в храме» - то есть храм нужен нам в первую очередь для общей молитвы, а не для других каких-либо дел. И другая причина изгнания торгующих – это отмена ветхозаветных жертв. То есть для Господа важно наше благое расположение души – милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13) и соблюдение заповедей – милость и суд (Мф. 23, 23). Ещё пророк Давыд от лица Господа писал о ненужности жертв: Аще взáлчу, не рекý тебе: Моя́ бо éсть вселéнная и исполнéнiе ея́. Едá я́мъ мясá ю́нча? или́ крóвь козлóвъ пiю́? Пожри́ Богови жéртву хвале и воздáждь Вы́шнему моли́твы твоя́ (Пс. 49). Таким образом Господь ещё в Ветхом Завете попускал по слабости и жестокосердию душ человеческих приношение жертв. Но придя на землю, воплотившись Он учит везде, что Богу надо поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 24), то есть «богопочтение не заключается уже в чужих всесожжениях, в тельцах и баранах» (Св. Иоанн Златоуст).
По поводу следующего вопроса – о коммерции в храме нашей Христовой Церкви (РПСЦ).
Во многих наших старообрядческих общинах Церковная Лавка находится за пределами непосредственного храма, то есть либо на паперти (в неосвященном месте храма – у дверей), либо вообще на улице.
Однако, к сожалению, должны мы признать, что в некоторой части наших приходов продажа происходит непосредственно в храме. И это тоже бывает по разным причинам: само по себе здание храма довольно маленькое, что вынести церковную лавку за пределы освященного храма невозможно или недостаточно средств на постройку отдельного здания для церковной лавки.
Есть и другая сторона этого вопроса – это продажа свечей и подача записок для поминания о здравии или за упокой – именно здесь продажа происходит непосредственно в храме.
О лампадах и свечах мы знаем слова Святых Отец, из которых понимаем, что ставить свечи – Богу угодно. Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. «Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники», – говорит святой Софроний, Патриарх Иеросалимский (VII век). Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире...».
В любом случае мы должны стремиться, чтобы всё происходящее в храме располагало к главному – к молитве. Если всё же продажа происходит в храме, самое главное, чтоб она происходила тихо и благоговейно, чтоб продавец и покупающий понимали, что они если будут нарушать внимание молящихся, то Господь за это взыщет с них на праведном суде Своем, так как они своими действиями сотворили дом Отца Моего… домом торговли (Ин. 2, 16).
Относительно РПЦ МП, думаю, у них есть такая же проблема, наверное, более разросшаяся чем у нас. Но убирать или не убирать – это решать им. Мы лишь одно знаем – что торговля в храме не уместна и, к сожалению, сами не чисты в этом вопросе. А по слову Господа: Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 5), нужно сначала самим постараться исправиться, а потом и других учить и исправлять.
Диакон Василий Андроников