Благотворительная поездка группы старообрядцев РПСЦ в посёлок Ольховатка, находящийся в Енакиевском районе Донецкой народной республики, состоялась 13–14 февраля 2016 года. Инициатором поездки выступила журналист, публицист, член Союза писателей РФ Наталья Макеева. Возглавил поездку протоиерей Евгений Чунин, настоятель Покровского старообрядческого храма города Ржева, также в числе паломников были протодиакон Иоанн Чунин и еще несколько прихожан из ржевского, питерского (Лиговского), барнаульского приходов. Всего поехало восемь человек. Можно много и долго рассуждать о том, что подвигло таких разных людей оставить семьи, работу, дела и отправиться в непредсказуемую поездку. В начале поездки все задавались вопросом, а чем, собственно, можно помочь людям, пережившим земной ад? Что каждый готов и хочет увидеть? Как потом жить с этим увиденным? Как донести до всех близких и знакомых, что это не должно и не может повториться?
Но, не смотря на все сомнения, страхи и житейские неурядицы, желающие сели в автобус и поехали из Ржева в Москву, захватив по дороге оставшихся паломников, собрали всю поступившую материальную помощь и скромным списочным составом двинулись по направлению к Ростову.
Поездка уже с самого начала стала проверять на прочность. Через первый КПП проехать не удалось, российские таможенники выдвинули неожиданное требование к наличию определенной разрешительной документации на автобус и безапелляционно заявили, что людей они пропускают, а автобус нет. Естественно, желающих идти пешком не нашлось. После перебирания различных вариантов дальнейших действий было решено попытать счастья на следующем КПП, поэтому, сделав круг в лишние 300 км и после часового ожидания, с Божией помощью удалось въехать на территорию ДНР. Тот факт, что поездка могла закончиться, так и не начавшись, заставила всех еще ревностней и отчаянней желать ее благополучного исхода.
Следующая остановка была у знаменитого памятника героям Великой Отечественной войны, павшим на Донбассе – на Саур-Могиле. В 2014 году история повторилась и монумент был практически разрушен в схватке за эту стратегическую высоту бойцов Новороссии с удерживавшими её укронацистами. Неподалёку от основания памятника похоронены те, кто погиб полтора года назад, защищая родную землю.
Так памятник выглядел ранее. Ниже приведены фотографии настоящего времени. Дальше, уже в темноте, прибыли в Ольховатку. Встретили приезжих очень радушно, и, хотя служба в субботу вечером давно уже закончилась, активная часть общины, с нетерпением ожидавшая гостей, оставив свои заботы, радушно встретила и накормила приезжих из России.
Передать атмосферу и ощущение, в которое окунулись паломники, трудно. Лучше один раз увидеть чуть изможденные лица и внимательные глаза женщин, которые на своих плечах тянули и тянут не только свои дома и семьи, но и стараются поддерживать и не забывать церковь. С первых минут установилась особая доверительная атмосфера между хозяевами и гостями. Одни старались больше и доступнее донести то, что пришлось им пережить, другие пытались понять и прочувствовать боль, которая не только не сломила никого, а скорее еще острее заставила расставить жизненные приоритеты и проявила сущность каждого человека.
Храм Покрова Пресвятыя Богородицы, поселок Ольховатка. Председатель общины Татьяна Александровна Монагарова рассказала, в каком плачевном состоянии ей достался приход, что в церкви не было ни паникадила, ни подсвечников, ни колодца, все было в запустении, священника не было еще со времен ВОВ, прихожане отвыкли от молитвы и общинной жизни. Но вот три года назад привел Господь в их поселок отца Александра Карабанова, грамотного и опытного священника из Нижнего Новгорода. Бабушки наперебой рассказывали, какой у них батюшка, как он под обстрелами ходил вокруг церкви и молился, как не прекращал служить литургию, как он отказался покидать поселок, хотя ополченцы предлагали тайно вывезти его на санках в опустившемся тумане за линию обстрела, как он оказался единственным священником в радиусе десятка километров, и люди, до тех пор ходившие в господствующую церковь, довершились и примкнули к старообрядческой. Слезы подкатывали к горлу от этих слов, сам же «виновник» этих хвалебных речей даже отказался присутствовать за трапезой. И впоследствии ни слова не сказал о своих заслугах перед приходом, всегда говоря только о том, что людям довелось пережить и против чего выстоять. Не это ли пример истинной христианской кротости и жертвенности?Вечер и дальше шел своим чередом, все новоприбывшие были определены в дома прихожан. И еще долго не смолкали разговоры, люди делились наболевшим, рассказывали, как обстреливалась Ольховатка, что спас ее только промысел Божий и расположение ее как бы в расщелине между двумя холмами. Как проносились над головами «Грады», как спустя всего лишь пару дней люди могли с точностью определить, куда они летят и где рванет и через сколько секунд, как вылетали стекла из окон, как взрывались растяжки, как несколько месяцев не работали магазины и выживали все только тем, что было у них в погребах. Рассказывали, как кто-то прятался в погребе, как в бомбоубежище, а кто-то боялся быть погребенным заживо и предпочитал быть на улице под обстрелом. Как ждали и получали помощь от ополченцев. Как в конечном итоге привыкали к постоянной близости и неотступности смерти и просто жили надеждой от одной вести до другой.
Когда слушаешь эти рассказы, мозг отказывается верить в реальность этих событий, которые протекали здесь всего-то год назад, возникает ощущение, что это сводки времен Великой Отечественной. Самое же шокирующее столкновение с недавней реальностью произошло на следующее утро, когда, отслужив воскресную полуношницу, часы и литургию, все прибывшие в сопровождении хозяев отправились в сёла Никишино и Каменка, а вернее, в то, что от них осталось. Сёла расположены всего в десятке километров от Ольховатки. Вот уж где всем своим уродливым ликом оскалилась перед приезжими недавняя война, вот где каждый смог себя ощутить практически на передовой. Ровно год назад в феврале целенаправленно были сметены с лица земли все дома, школы, детсады и административные сооружения этих населенных пунктов.
С одной из бывших жительниц Каменки мы прошли в два бывших ее дома, посмотрели на руины, которые слабо напоминали жилые постройки. Она рассказала, как три дня просидела в погребе с годовалой дочкой, а потом сбежала, бросив на произвол судьбы все хозяйство, напоследок только продав корову за три тысячи рублей и собрав то, что смогла унести, бежала без всякой надежды вернуться еще хоть раз в свой дом. И это еще одна из счастливых историй: пусть в Ольховатке у нее ничего не осталось, но дочь жива, целы руки и ноги.
Сколько боли и страха вынесли люди, сколько семейных трагедий пряталось за голыми печными трубами и обугленными стенами. Это надо видеть – все имущество превратилось в прах и погребло своего хозяина в миг. Вопрос о смысле жизни и ее невероятной хрупкости встал перед всеми прибывшими…
Место ожесточенных боев село Никишино, февраль 2016 года. Ровно через год после трагедии. Средняя школа села Никишино, а вернее то, что от нее осталось. И вот спустя год и поныне почти все поля, примыкающие к Ольховатке, заминированы, единственная кормилица угольная шахта – затоплена. Люди не уверены в завтрашнем дне, но всё-таки те, кому больше некуда идти, потихоньку возвращаются и начинают восстанавливать свои дома, пытаются выжить на пособия, собирают строительный материал из окружающих развалин, начинают адаптироваться в сложившихся обстоятельствах.
Мы, приезжие, с ужасом смотрели по сторонам, невольно везде ожидая увидеть мину, а местные жители со странным для нас спокойствием и даже долей юмора продолжали рассказывать о прошлом и надеждах на будущее. Они выжили, и сохранить человеческое лицо им помогли молитва и взаимопомощь. Как говорится, на войне атеистов нет.
Село Каменка. Жизнь остановилась. Так сложилось, что обстоятельства заставили паломников уехать раньше запланированного срока, и, только отслужив вечерню Сретения Господня, гости в ночи двинулись к границам с Россией. Тепло попрощавшись, каждый уезжал с горячим желанием вернуться, чтобы попытаться еще помочь словом и делом христианам пусть и отдельно взятого прихода Донбасса. Даст Бог, эта пробная поездка не была последней. Мы от лица дирекции Московского духовного училища хотим открыть на сайте раздел «Пожертвования», где каждый может внести свою лепту и исполнить свой христианский долг в помощи ближнему, с указанием, на какие цели он хочет пожертвовать.
Будем же добрее и милосерднее, христиане!