Святой и благочестивый ли царь Иоанн Васильевич Грозный?

Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом,
тьму почитают светом, и свет - тьмою,
горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! (Ис. 5, 20)

К сожалению, в последнее время, в среде Христовой старообрядческой Церкви появились люди, говорящие о благочестии и даже святости царя Ивана Грозного. Но если признать царя благочестивым и даже святым, то надо деканонизировать митрополита Филиппа Московского и всея Руси и многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе чтить убийц и их жертв. Это, по меньшей мере, нечестиво!

Зная слова Спасителя нашего: Блюдите, да никто же вас прельстит (Мф. 24, 4). постараемся разобраться в том, действительно так благочестив царь Иоанн Васильевич Грозный как о нём говорят почитатели его.

_22

В защиту благочестия и святости Грозного царя приводят различные аргументы. Более известные и заслуживающие доверия предлагаю разобрать:

  1. Святость царского служения или «царская власть выше духовной». Из чего следует что царь может не слушать духовную власть и не считаться с ней. Слова преподобного Иосифа Волоцкого: «Слышите, цари и князи, и разумейте, яко от Бога дана бысть держава вам, яко слуги Божии есте… вас бо Бог в себе место избрал на земли…» (Просветитель).
  1. О почитании Ивана IV в лике святых также свидетельствуют его древние иконографические изображения.
  1. Иван Грозный назван «святым великомучеником» в святцах Коряжемского монастыря с указанием и дня его памяти.
  1. «Вся официальная историография о благочестивом царе Иоанне Васильевиче написана масоном Карамзиным на основании данных, полученых от шпионов Горсея и Таубе, и предателя Курбского».
  1. Царь Иван Грозный похоронен в алтаре Архангельского соборе Кремля.
  1. Согласно словам Господа: Не прикасайтесь к помазанным Моим (Пс. 104, 15) нельзя ничто плохого говорить о помазанном на царство Иване IV.

Рассмотрим всё по порядку:

  1. Святость царского служения

Действительно, православные цари именовались в древности «святыми царями» и в силу своего царского служения являлись образом и подобием Христа Господа, имеющему всякую власть на небе и на земле (Мф. 28, 18). Однако Церковь не смешивала между собой святость царского служения и духовное состояние самодержца. Именование Ивана IV «святым царем» не означало признания его святым человеком. Так и в наше время каждый архиерей и даже священник именуется «святым владыкой», но это относится лишь к его сану и вовсе не означает, что после смерти любой священник или иерарх становится святым.

Чья власть выше? Об этом писали великие святые и духоносные отцы первых веков христианства.

Святитель Иоанн Златоуст в своем Слове о священстве поясняет сущность власти духовной и полное ее отличие, и духовное превосходство над властью светской, то есть царской: «Священство настолько превосходит царство, насколько дух превосходит тело. Царь управляет телом, а священник духом, поэтому царь преклоняет главу перед десницею священника…», следовательно, власть священника выше царской.

В том же смысле учил другой учитель Церкви святитель Григорий Богослов в своем 17-м слове: «Закон Христов подчинил вас (владык земных) нашей власти и нашему суду, ибо и мы также владычествуем, и наша власть даже выше вашей. В самом деле, разве дух должен преклоняться перед материей, небесное перед земным?»

Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Не достоит Царю давать законы Церкви».

Итог: Из этих слов святых отец мы ясно видим, что духовная власть на много выше царской.

Примеры из Древней Церкви о том, как святители применяли свою духовную власть в отношении царей и императоров (цариц):

  • В IV веке святитель Амбросий Медиоланский (современный г.Милан, Италия) призвал покаяться императора громадной Римской империи святого Феодосия Великого в том, что он жестоко подавил мятеж в Фессалониках – убив там более семи тысяч граждан и купцов, и многих между ними богатых и честных. Более того, святитель призвал покаяться публично! Вот как описывает историк Бароний — это событие:

«Оскорби сия вещь (казнь фессалоникийских граждан – д.В.) всех епископов, а наипаче святаго Амбросия. Прежде неже от Рима прииде кесарь в Медиолан, написа к нему истинное епископское послание, грех ему оный разширяющь, и на покаяние его призывающь. Подвижеся зело сим посланием царь, и пришед в Медиолан, каяшеся о гресе оном, и великою горестью слез омываше вину свою. Обаче хотяше в церкви быти по обычаю христианскому: но возвести ему Амвросий, да бы не приходил, и ведал бы, яко его в церковь не пустит, аще прежде явного покаяния не сотворит.

Обаче идяше в церковь кесарь, но ему в притворе противу ста святый епископ, и глаголаше: Не входи кесарю… Како теми руками Тело Господне приимеши? Иже неповинною кровию осквернился еси… Глаголаше ему кесарь: И Давыд царь согреши убийством и прелюбодейством. Епископ же рече: Подражал еси согрешающаго – подражай кающагося. И возвратися кесарь в палаты. А по том егда покаяние сотвори допущен бысть… и в великой болезни о гресе пред Господом Богом смирися, и творя явное покаяние, в церкви на земли лежащь плакаше. Сие люди видяше, паче над лежащим плакаху, ниже разгневаннаго бояхуся…» (Бароний. Дела церковные и гражданские, лето Господне 390).

  • Также и другой известный случай приведем из жития святого Иоанна Златоустого: У некой вдовы царица Евдоксия отобрала виноградник и «прибеже вдова ко епископу своему Златоусту. Он же тщашеся о ней колико можаше, прошением, увещанием, егда же ничто же успе, в церковь ю (царицу) не пусти, и врата входящей заключити повеле. Зело сим опечалися, злословяше епископа, и возвратитися в палаты своя принуждена бысть…» (Бароний. Дела церковные и гражданские, лето Господне 401).
  • Давайте вспомним святого благоверного князя Александра Невского, предка царя Ивана Грозного. Какие у него были отношения с духовной властью? Слушал ли он своего епископа или нет, ведь князь то святой? Вот что пишет Повесть о нем, что после всех его великих подвигов «Умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу» («Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», составленная, как полагают, в конце XIII века во Владимире неким духовным лицом, лично знавшим великого князя Александра Невского)

«В первые годы княжения Св.Александра в Новгороде его духовным руководителем был архиепископ Спиридон. Он благославлял его на Невскую и Чудскую битвы. Но на самый решительный шаг – поездка в Орду – он испрашивал уже благословение митрополита Кирила» - пишет Николай Андреевич Клепинин в книге «Святой и благоверный князь Александр Невский». То есть все свои важные, государственные поступки святой Александр делал только с благословения.

Итог: На примере древних святых мы видим, что благочестивый царь (царица) обязан повиноваться духовной власти, так как Церковь печется о спасении душ всех людей и, тем более, самого царя.

По поводу слов преподобного Иосифа Волоцкого можем сказать, что вместе с теми словами сказанными выше есть и другие его слова, в той же книге «Провсетитель» (слово 7-е): «Аще ли же царь над человеки царствуя, над собою же имать царствующа страсти и грехи, сребролюбие же и гнев, лукавство и неправду, гордость и ярость злейше же всех – неверие и хулу, каковой царь – не Божий слуга, но диавол, и не царь, но мучитель…». То есть если царь не властвует над своими страстями – «гордость и ярость» и др., то он – мучителем является.

  1. «Иконы» Ивана IV

Действительно, до нас дошло несколько иконографических изображений Ивана Грозного, причем на некоторых из них Царь изображен с нимбом. Это – фреска Царя Иоанна в Грановитой палате Московского Кремля (Х I Х в. по образцу XVI в.), «Моление Царя Иоанна Грозного с сыновьями Феодором и Димитрием перед иконой Владимирской Божией Матери» (XVI в.), фреска «Царь Иоанн» в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря (XIX в. по образцу XVII в). Кроме того, существует изображение с нимбом великого князя Василия III, отца Иоанна Грозного, на иконе св. Василия Парийского (XVI век, собрание Государственного исторического музея).

979430333

Между тем, эти изображения никак не свидетельствуют о почитании царя Ивана или великого князя Василия в лике святых. В Византии изображали с нимбом всех Императоров и Патриархов, причем многие из них со временем были отдельно прославлены Церковью, некоторые были признаны еретиками, а об иных не было сделано никаких определений церковной власти. На Руси, следуя византийской традиции, изображали с нимбами всех крещеных Великих Князей. В качестве примера можно привести фрески в Архангельском соборе Московского Кремля с изображением князей из династии Рюриковичей, а также рисунки из «Царского Титулярника» 1672 года, напечатанные в издании «Н.И.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»

Изображенные с нимбом, но не прославленные Церковью патриархи, цари и князья могли относиться к разряду почитаемых усопших, но никак не святых, даже местночтимых (как мы увидим дальше, почитаемые усопшие и местночтимые святые – это далеко не одно и то же). На их изображениях сделаны надписи: «Великий князь…», «Царь Иоанн», «Благоверный князь…», «Благоверный и Христолюбивый, Богом венчанный Великий Государь и Царь…». Слово «святой» отсутствует. Иконописец руководствовался каноном и точно знал, какая надпись полагается каждому изображаемому лицу.

  1. Cвятцы Коряжемского монастыря

Действительно, существуют подлинные «Святцы Коряжемского монастыря», в которых сказано: «Июня 10 – обретение святого телеси великомученика царя Иоанна».

Несмотря на свою древность (святцы были закончены всего через 37 лет после смерти Ивана IV, в 1621 году), они не отличаются большой достоверностью. Например, киевский игумен Авраамий помещен них в пятый век по Рожестве Христовом, за пятьсот лет до крещения Руси!

Кроме того, нет никаких доказательств того, что данная запись относится именно к царю Ивану IV. Во всяком случае, чтобы обрести «святое тело», его для начала нужно извлечь из могилы. Тело же Ивана IV после его погребения неподвижно лежало в Архангельском соборе Кремля вплоть до 1963 года, когда оно было извлечено и обследовано антропологом М. М. Герасимовым. Каких – либо следов прежнего «обретения» и перезахоронения останков Ивана IV им обнаружено не было.

Ко времени написания Коряжемских святцев Церковь знала немало святых царей и князей с именем Иоанн. Один из них – мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский (X век), именуемый в Сербии царем и великомучеником. Его нетленные мироточивые мощи, от которых совершилось множество чудес, многократно переносились, и далеко не все даты их перенесений известны. Возможно также, что в упомянутой записи говорится о сербском короле Иоанне (XV – начало XVI в.), мощи которого были настолько почитаемы в Сербии, что были сожжены турками в XVIII веке.

Между тем, данной записи явно недостаточно для того, чтобы называть «святым великомучеником» царя Ивана IV.

  1. Об источниках

Действительно очень много завит от того, откуда мы берем сведения о тех или иных событиях. Ради того, чтобы картина была правдива и справедлива мы не будем пользоваться теми источниками, которые смущают людей, желающих узнать правду. Мы обратимся к древнерусским источникам, которые особенно ярко свидетельствуют о делах царя Ивана IV:

  • Повесть о Псково-Печерском монастыре (конец XVI века) говорит об убийстве святого преподобномученика Корнилия Псково-Печерского: «в год зимы, в лето 7078-е, февраля в 20-й день» Корнилий был казнен «земным царем», «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище». Независимо от того, был или не был преподобный Корнилий Псково-Печерский казнен лично Иваном Грозным или кем-то другим по его приказу, его имя было записано в царском Синодике опальным, а это значит, что царь брал на себя вину и ответственность за смерть преподобномученика.
  • В своем сочинении «История о великим князе Московском» князь Андрей Курбский, обращаясь к царю Ивану IV, пишет: «О царь, любимый прежде нами! Не желал бы я рассказывать и этой малой части твоих преступлений, но заставила меня и принудила моя любовь к Христу, ревностию любви разгорелся я о мучениках, братьях наших, без вины перебитых тобою! Ведь и от тебя самого не только слышал я, но и видел, как исполнялось это на деле. И об этом еще говорил ты с похвальбой: «Я, дескать, — для убитых отцом и дедом моим, — облицую их могилы драгоценным аксамитом и украшу гробы без вины убитых праведников». Вот так сбылось на тебе слово Господне, сказанное к евреям: «Потому-то, — сказал Он, — злыми делами наполняя меру, показываете вы свое согласие и единодушие с вашими отцами в злобном убийстве, чем свидетельствуете сами о себе, то есть признаетесь и обнаруживаете сами себя, что вы сыновья убийц» (Мф. 23, 29). А кто же будет украшать могилы и золотить гробы бесчисленных мучеников, убитых тобою и твоими опричниками по твоему повелению? Вот поистине достойно смеха, смешанного с великим плачем, и весьма непотребно, если бы то же делали и твои сыновья, когда бы они захотели, от чего Боже сохрани…».

Князь Андрей же далее пишет о многих убитых царем во время опричнины патриотов Руси и верных слуг самого царя. Вот об одном из них: «Потом были убиты славный и между русскими князьями Михаил Воротынский и Никита, князь Одоевский, родственник его, с детками-младенцами — один лет семи, а другой поменьше — и с женой…. А какая же была за ним вина, за князем Воротынским? Пожалуй, только эта: когда по сожжении великого, славного и многолюдного города Москвы крымским ханом и по печальном и грустном, когда слышишь, опустошении русской земли безбожными варварами примерно через год этот же крымский хан пошел как хищный лев с рычанием и разинутой свирепой пастью на пожрание христиан со всей своей басурманской силой, желая уже вконец опустошить эту землю и изгнать из его царства самого великого князя, то наше чудо, узнав об этом, убежал от него из Москвы за сто двадцать миль, аж в Великий Новгород, а этого Михаила Воротынского оставил с войском и велел оборонять, как сумеет, опустошенные и несчастные эти земли. И он как твердый и мужественный человек, весьма искусный полководец дал сражение этому столь сильному басурманскому зверю. Он не позволил ему развернуться и еще менее разорять беззащитных христиан, он бился с ним со всей твердостью, и говорят, что сражение длилось несколько дней. И помог христианам Бог полководческим даром благоразумного мужа, и пали басурманские полки перед воинством христианским, и говорят, что два ханских сына были убиты, а один взят живым в той битве, сам же хан едва достиг Орды, бросив ночью великие басурманские хоругви и свои шатры. В той же битве взят живым и славный ханский гетман, христианский кровопийца мурза Диве. Все это — и гетмана, и ханского сына, и ханскую хоругвь, и его шатры отправил он нашему трусу и беглецу, жестокому и храброму против своих соплеменников и соотечественников, не сопротивляющихся ему

Чем же воздал царь ему за эту службу? Прошу, внимательно выслушай эту горькую и грустную, когда слышишь, трагедию. Спустя примерно год велел он схватить, связать, привести и поставить перед собой этого победоносца и защитника своего и всей земли русской. Найдя какого-то раба его, обокравшего своего господина, — я же думаю, что был тот подучен им: ведь тогда еще князья эти сидели на своих уделах и имели под собой большие вотчины, а с них, почитай, по несколько тысяч воинов было их слугами, а он им, князьям, завидовал и потому их губил, — царь сказал князю: «Вот, свидетельствует против тебя твой слуга, что хотел ты меня околдовать и искал для этого баб-ворожеек». Но тот, как князь чистый от молодости своей, отвечал: «Не привык я, царь, и не научился от предков своих колдовать и верить в бесовство, лишь хвалить Бога единого, в Троице славимого, и тебе, царю и государю моему, служить верой. Этот клеветник — раб мой, он убежал от меня, меня обокрав. Не подобает тебе верить ему и принимать от него свидетельства как от злодея и предателя, ложно на меня клевещущего». Но он тотчас повелел блистательнейшего родом, разумом и делами мужа, положив связанным на дерево, жечь между двух огней. Говорят, что и сам он явился как главный палач к палачам, терзающим победоносца, и подгребал под святое тело горящие угли своим проклятым жезлом».

Из известной переписки царя Ивана Грозного с Андреем Курбским: «Когда же развращенные и коварные совратили тебя, и супротивником стал ты, и после некоего покаяния снова обратился к прежним грехам по советам и наставлениям любимых своих льстецов, которые церковь твою телесную осквернили различными нечистотами, а особенно бездной пятоградной гнусности и другими бесчисленными и невыразимыми злодействами отличились, которыми вечно губящий нас дьявол издавна совращает род человеческий, и делает его мерзким перед лицом Бога, и толкает на край гибели, как ныне и с твоим величеством по воле его случилось: вместо избранных и достойных мужей, которые не стыдясь говорили тебе всю правду, окружил ты себя сквернейшими прихлебателями и маньяками, вместо доблестных воевод и полководцев — гнуснейшими и Богу ненавистными Бельскими с товарищами их, и вместо храброго воинства — кромешниками, или опричниками кровожадными, которые несравнимо отвратительней палачей; вместо божественных книг и священных молитв, которыми наслаждалась твоя бессмертная душа и освящался твой царский слух, — скоморохами с различными дудами и с ненавистными Богу бесовскими песнями, для осквернения и отвращения твоего слуха от богословия…» (Третье послание Курбского Ивану Грозному).

  • Вот что пишет об «опришнине» древнерусская летопись – Пискаревский Летописец – рукопись начала XVII века, которая содержит сведения от начала Древнерусского государства до 1615 года:

«Того же году попущением Божием за грехи наши возъярися царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии на все православное християнство |л. 571| по злых людей совету Василия Михайлова Юрьева да Олексея Басманова и иных таких же, учиниша опришнину разделение земли и градом. И иных бояр и дворян, и детей боярских взяша в опришнину, а иным повеле быти в земских. А грады также раздели, и многих выслаша из городов, кои взял в опришнину, и из во[т]чин и ис поместей старинных. А сам царь живя за Неглинною на Петровке. А ходиша и ездиша в черном и все люди опришницы, а в саадацех помяла. И бысть в людех ненависть на царя от всех людей. И биша ему челом и даша ему челобитную за руками о опришнине, что не достоит сему быти. И присташа ту лихия люди нена|л. 571 об.|вистники добру сташа вадити великому князю на всех людей, а иныя по грехом словесы своими погибоша. Стали уклонятися [к] князю Володимеру Андреевичю. И потом большая беда зачалася…».

  • Дьяк Иван Тимофеев был крупным политическим и государственным деятелем конца XVI — начала XVII века, уже в 1598–1599 гг. занимая 17-е место среди приказных дьяков. Он принимал самое активное участие во всех политических перипетиях этого периода. Он является автором сочинения «Временник», который старается пройти молчанием «царское безобразие жития» и лишь «в прикровении словес» решается обнажить «студ венца», выражается об опричнине резко и решительно: «От замысла, (исполненного) чрезмерной ярости на своих рабов, он (царь Иван Грозный) сделался таким, что возненавидел все города земли своей и в гневе своем разделил единый народ на две половины, сделав как бы двоеверным, — одних приближая, а других отстраняя, оттолкнув их как чужих, (так что) из-за его запрещения многие города не смели совсем и именем его называться; всю землю своей державы он, как топором, рассек на две половины. Этим он всех людей привел в смятение и пред лицом своим вместо себя, минуя единокровного сына, на время поставил из татар другого некоего верного царя (речь идет о бывшем хане касимовском, Симеоне Бекбулатовиче, который выехал в Русское государство с семьей в 1561 г. Сын Бекбулата при крещении получил имя Симеон. В августе 1575 г. Иван Грозный присвоил Симеону титул "великого князя всея Руси", а в августе 1576 г. Симеон был сведен на великое княжение в Тверь и Торжок), а себя, подобно рабу, смирил и, оставив себе небольшую часть владения из (своего) достояния, чрез малое время опять всем завладел, — играя так людьми Божьими. А многих вельмож своего царства, расположенных к нему, перебил, а других изгнал от себя в страны иной веры и вместо них возлюбил приезжающих к нему из окрестных стран, осыпав их большими милостями; некоторых из них посвятил и в свои тайные мысли; другие полюбились ему знанием врачебного искусства и тем, что ложно обещали принести ему здоровье, используя свои знания, — а они, говоря правду, принесли душе его вред, а телу большее нездоровье, а вместе с этим внушили ему и ненависть к своим людям. Вот чему мы много дивимся: и людям со средним умом можно бы понять, что не следует вовеки доверять своим врагам, — а он, настолько мудрый, был побежден не чем иным, как только слабостью своей совести, так что своею волею вложил свою голову в уста аспида. Всем противным ему врагам, пришедшим из (других) стран, невозможно было бы и многими силами одолеть его, если бы он сам не отдал себя в их руки. Увы! все его тайны были в руках варваров, и что они хотели, то с ним и творили; о большем не говорю — он сам себе был изменником. Этим он произвел в своей земле великий раскол, так что все в своих мыслях недоумевали о происходящем; думаю, что он и Бога Самого Премилостивого ярость против себя разжег этим разделением, как бы предсказывая (прообразуя) теперешнее во всей земле разногласие, с того времени (начавшееся) и сейчас (происходящее); он тогда сам без благословения наложил руку на нее, и она и доныне, колеблемая грехом, остается неутвержденной, и нет ныне из людей ни единого, могущего ее (землю) утвердить, — по слову Христа: "всякое царство, разделившееся в самом себе, не может устоять" и прочее».
  • Церковные жития святых: Православная Церковь устами святителя Филиппа Московского и святого и блаженного Николы Христа ради юродивого и преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, неоднократно осуждала царя за кровавые жертвы. Именно вмешательство святого юродивого Николы спасло Псков от опричного разгрома:

««Покушай, Иванушка», - ласково говорил блаженный Никола Псковский, предлагаю царю кусок мяса во время Великого Поста. «Я христианин, — сказал царь, — мяса постом не ем!» — «Ты делаешь хуже, - строго возразил ему блаженный, - ты питаешься плотию и кровию человеческою. Ты забываешь не только пост, но и Бога!» Злоба закипела в душе царя. Он приказал начать грабеж. «Оставь нас, прохожий человек, — строгим голосом сказал тогда блаженный, — ступай скорей от нас. Если еще помедлишь, то не на чем будет тебе бежать отсюда». Но царь уже не слушал, на соборной колокольне уже снимали лучший колокол. И в это самое время поспешно входит опричник Малюта Скуратов и докладывает, что любимый царский конь пал. Тогда только царь опомнился — он поспешно вышел из кельи, приказал немедленно прекратить грабеж и выступать из города. Однако же награбленную добычу отвезли в Москву» - из жития святого Николы, Христа ради юродивого.

  • Из древне-писанного «Жития святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси», слова страдальца митрополита Филиппа, когда его царь Иван IV осуждал на ссылку за обличения об опричнине: «Престани, — рече, — благочестивый царю, таковаго неподобнаго начинания. Помяни прежде тебе бывшихъ царей, иже добрѣ суть жили, и Божия заповѣди творили, и по смерти блаженми суть. А иже злѣ царства си содержаша, и нынѣ немалыми клятвами поминаются».

О кончине святого Филиппа: «Блаженную кончину за Христа страдалчески подъят: сановник бо некий, Малюта именем, прослутием Скуратов, от царя послан быв, иже лестию к праведному пришед, благословения царю на дело недостойно благословения прося, и заят подглавием страдалческая святаго уста. И тако предаде дух свой Господеви…».

  • Кончина Ивана Грозного также не может считаться кончиной христианина-праведника. Так, крупнейший памятник русского летописания XVII в. Летописец Новый, составленный около 1630 г., основанный на более ранних источниках, сообщает о восприятии Иваном Грозным кометы как знамения собственной смерти, что выдает в царе человека суеверного:

«В ту же зиму явилось знамение на небесах в Москве: меж [церковью] Благовещения и [колокольней] Ивана Великого явился крест на небесах да звезда с хвостом. Ближние люди возвестили царю Ивану о том знамении, царь же Иван, выйдя на Красное крыльцо и посмотрев на то знамение, сказал окружающим: “Сие знамение ко смерти моей”».

Мы, как православные христиане-старообрядцы, должны руководствоваться прежде всего святыми Христовой старообрядческой Церкви, таких как святой священномученик и исповедник Аввакум и святой мученик, и исповедник диакон Феодор, которые по поводу насильственной смерти митрополита Филиппа писали в своих трудах:

Священномученик Аввакум, находясь в Пустозерской ссылке и размышляя о своих страданиях и мучениях, сравнивал свою судьбу с судьбой митрополита Филиппа: «...Златоуст Иван и лутче нас был, а как время пришло, так спрятали так же, как и нас. И Филипп митрополит на Москве. Да много того есть. Коли же кто изволил Богу служить, о себе ему не подобает тужить. Не токмо за имение святых книг, но и за мирскую правду подобает ему душа своя положить, якоже Златоуст за вдову и за Феогностов сад, а на Москве за опришлину Филипп. Кольми же за церковный изврат, всяк правоверный много не рассуждай, пойди в огонь...» (Книга Бесед // Житие Аввакума, им написанное, и другие его сочинения. – М.: Сов. Россия, 1991. – 368 с.).

Святой мученик диякон Федор, будучи служащим диаконом Кремлевских храмов, ещё очевидней пишет: «На Москве у нас при царе Иоанне осудиша златоустаго ревнителя, святаго отца нашего Филиппа митрополита, и извергоша его, и в ссылку сослаша, и удавиша его тамо, раба Божия, царев угодник Малютка Скуратов, якоже Артемон, льстец нынешнего царя Алексея, душегубной потаковщик и всем верным наветник лютый. Филипп же, святый чудотворец, и ныне по-старому Филипп, митрополит и исповедник новый, словет, а человекоугодных властей всех память погибе вечно, кои Филиппа обругали, угожая царю земному...» (Послание дьякона Федора сыну Максиму [Текст] // Титова Л.В. Послание дьякона Федора сыну Максиму – литературный и полемический трактат раннего старообрядчества / Л.В. Титова. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. – 309 с.).

Разобрав данные об источниках хотелось бы также сказать о том, а как же на самом деле должны поступать и поступали цари святые и благочестивые? Выше мы уже приводили поступок святого императора Феодосия Великого. Но хотелось бы вспомнить жизнь русских святых царей и князей:

  1. Святой Владимир, Креститель Руси, Красное Солнышко. Как его отмечают Летопись и княжеское Житие, после крещения, исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7), Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно, — едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание. “И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: “Где больной или нищий, не могущий ходить?” И тем раздавать все, что им нужно”, рассказывает летописец. “И не в Киеве одном, но по всей земле Русской — и в городах, и в селах — везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое, нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных — всех милуя и одевая, и насыщая, и напояя. И так пребывал князь Владимир в добрых делах…” А это уже слова мниха Иакова, автора “Памяти и похвалы князю Владимиру”.
  2. Святые князья, братья страстотерпцы Борис и Глеб. Они не желали братоубийственной войны, возжелали сами свои головы сложить ради мира в государстве, о чём свидетельствует памятник древнерусской литературы «Сказание о Борисе и Глебе».
  3. Святой князь Александр Невский, как выше мы привели слова из его жития «любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу». Но вот есть один случай в его жизни, который характеризует его как святого правителя:

"Уйдя из Новгорода во Владимир, святой Александр посадил на новгородское княжение своего сына Василия… Вскоре в Новгороде разгорелись и внутренние смуты… в 1255 году был изгнан князь Василий и на княжение призван был из Пскова Ярослав Ярославович, младший брат Св. Александра. Посадником младшая братия (партия новгородская) избрала своего любимца - Ананию. Узнав о своеволии новгородцев, Св. Александр с суздальской ратью пошел к Торжку и, соединившись там с бежавшим из Новгорода Василием, двинулся на Новгород. По дороге он встретил новгородца Ратекшу, который привез ему весть от новгородских бояр, державших его сторону: "пойди, княже, борзее: брат твой князь Ярослав побегл". По-видимому, Ярослав побоялся вступить в борьбу со старшим братом и ушел назад в Псков. Подойдя к Новгороду, Св. Александр стал с ратью у Городища.

Видя смятение и раздоры среди новгородцев, Св. Александр прислал на вече своего боярина сказать младшей братии: "выдайте ми Онанию посадника, или не выдадите, и я ваш не князь, но враг, иду на город ратию". Тогда новгородцы послали к князю на Городище владыку Далмата и тысяцкого Клима, прося увести рать и оставить им Ананию. Св. Александр, отвергнув просьбу новгородцев, прождал еще три дня, в которые обе рати - суздальская и новгородская - стояли друг против друга. На четвертый день он опять послал на вече сказать: "оже Онаниа лишится посадничьства, и аз вам гнева отдам". За эти три дня рвение младшей братии ослабло, и она начала прислушиваться к голосу бояр, убеждавших покориться. Анания увидел колебание своих сторонников и, добровольно сложив посадничество, ушел из Новгорода. Св. Александр двинулся из Городища в город и был встречен архиепископом, духовенством и народом у Прикуповича двора.

Михалко был посажен посадником, а Василий вернулся на свое княжение. Через год (1256) Св. Александр опять приходил в Новгород для похода на шведов, напавших на новгородскую область…» (Николай Клепинин «Святой и благоверный великий князь Александр Невский» и Новгородская Первая Летопись старшего извода XIII-XIV вв.). Вот как святой князь без крови подавил восстание Великого Новгорода, как пишет в летописи: «христианам радость, а дьяволу пагуба, что не было христианам великого кровопролития…».

IMG_4474

  1. Святой князь Даниил Московский, который, как пишет его житие «укрепил и увеличил Московское княжество, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем ("Дюденева рать") опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу…».

Итак, все святые и благочестивые правители Руси имели такие добродетели, которых так недоставало царю Ивану IV. Это: милосердие (св.кн.Владимир), незлобие, кротость и смирение (св.кн.Борис и Глеб), рассудительность и любовь к своему христианскому народу (св.кн.Александр Невский), миротворчество и не искания чужих земель (св.кн.Даниил Московский).

  1. Для справедливости следует уточнить, что царь Иван IV похоронен не в самом алтаре Архангельского собора, где непосредственно совершается Божественная литургия, а в пределе, то есть где стоят обычные верующие, где священник литургию не совершает. Об этом свидетельствует древняя «Повесть о смерти и о погребении Михаила Васильевича Скопина-Шуйского": «И так, отпев надгробную службу, кладут его в каменный гроб, о котором речь была выше, и относят его в придел за алтарем соборной церкви, на южной стороне, — в церковь Обретения честныя главы пророка Иоанна Крестителя. И там опускают его в только что выкопанную могилу, в которой никто, по Евангелию, прежде него не был положен, в той же соборной церкви, как прежде сказали, за алтарем придела Святой Живоначальной Троицы, где были погребены благочестивые, блаженной памяти цари и великие князья: царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич, в иночестве Иона, и сын его, благодатный и благородный и благочестивый царевич Иван, и второй сын его, царь и великий князь всея Руси Федор Иванович».

А также ныне живущие очевидцы – наши православные старообрядцы, бывшие в том пределе свидетельствуют, что тело было погребено именно в пределе, а не в алтаре Архангельского собора.

  1. Не прикасайтесь к помазанным Моим.

Вот, как толкуют святые отцы это место Священного Писания: «Бог, говорит, за выше означенных патриархов обличал, т. е. постыждал и устрашал царя фараона, царя Египетского и Авимелехат царя Герарского, как мы сказали. Он сказал сим: не прикасайтесь помазанникам моим и не делайте зла пророкам моим; где помазанниками называет патриархов, как помазанных Святым Духом, а пророками, как много пророчествовавших, из которых особенно Иаков пророчествовал, что имело случиться с двенадцатью сынами его. Бог ясно сказал об Аврааме, что он пророк (Быт. 20, 7). Но сих слов Давыдовых нет в книге Бытия, чтобы именно было сказано: не прикасайтесь помазанным моим, и с пророками моими не поступайте лукаво. Другие же слова находятся там, имея ту же самую мысль, какая заключается в словах Давыда.

Слова святителя Кирила Александрийского: Ибо невозможно, чтобы, тогда как знаменитейшие в сей жизни имеют всю заботу о своих домашних, Господь сил, у Которого все готово к исполнению, не имел никакой попечительности о любящих Его. А помазанниками называет вместо названия избранными; потому что-то же самое, что производить помазание, отделяющее помазуемого, производить и избрание, отличающее, по словам блаженного Феодорита, избранных. Слова святителя Афанасия Великого: Авраам и подобные ему называются помазанниками, потому что удостоились явления Бога — Слова в видениях. Ибо, по словам преподобного Исихия, они помазаны не елеем чувственным, но так названы и от участия в видении явившегося им Бога — Слова, так что могут говорить, что мы участники Христовы, а от причастия Святого Духа они назывались пророками» (Евфимий Зигабен, византийский монах XII века).

От толкования мы видим, что ни о каких царях земных в этом псалме не говорится, а только об патриархе Аврааме и о древних пророках.

Но в отдельной главе, предлагается услышать собственные слова царя Ивана IV:

Или мниши сие свѣтлость благочестива, еже обладатися царству от попа невѣжи и от злодѣйственныхъ изменныхъ человѣкъ и царю повелеваему быти? И сие ли «супротивно разуму и совесть прокаженна», еже невѣжу взустити и злодѣйственныхъ человѣкъ возразити, и от Бога данному царю воцаритися? Нигдѣ же бо обрящеши, еже не разоритися царству, еже от поповъ владому. Ты же почто ревнуеши — иже во грецехъ царствие погубиша и туркомъ повинующимся? Сию убо погибель и намъ совѣтуеши? И сия убо погибель на твою главу паче да будет! (...)

Или убо сие свѣтъ, яко попу и прегордымъ лукавымъ рабомъ владѣти, царю же токмо председаниемъ и царскою честию почтенну быти, властию же ничимъ же лучши быти раба? A се ли тма, яко царю содержати царство и владѣти, рабомъ же рабская содержати повеленная? Како же и самодержецъ наречется, аще не самъ строит?...

От Кроновыхъ же убо жерцехъ реклъ еси — еже подобно псу лая иль ядъ ехиднинъ отрыгая, сие неподобно писалъ еси: еже убо родителемъ своимъ чадомъ како сицевая неудобствия творити, паче же и намъ, царемъ, разумъ имущимъ, како уклонитися на сие, безлѣпие творити? Сия убо вся злобеснымъ своимъ собацкимъ умышлениемъ писалъ еси… (Первое послание Ивана Грозного Курбскому).

Ответ Курбского: «А хотѣх на кождое слово твое отписати, о царю, и мог бы избранне, понеже за благодатию Христа моего и языкъ маю аттически по силе моей наказан, аще уже и во старости моей здѣ приучихся сему, но удержах руку со тростию сего ради, яко и в прежнемъ посланию моемъ написах ти, возлагаючи все сие на Божий суд: и умыслих и лучше разсудихъ здѣ в молчанию пребыти, а тамо глаголати пред маестатом (На поле: пред величествия престолом) Христа моего со дерзновениемъ вкупе со всѣми избиенными и гонимыми от тобя, яко и Соломан рече: «Тогда, — рече, — стануть праведнии пред лицемъ мучащихъ», тогда, егда Христос приидетъ судити, и возлаголютъ со многимъ дерзновениемъ со мучащими или обидящими их, идѣже, яко и самъ вѣси, не будетъ лица приятия на судѣ ономъ, но кождому человѣку правость сердечная и лукавство изъявляемо будетъ, вмѣсто же свидѣтелей самаго кождаго свойственно совести вопиющей и свидѣтельствующей. А к тому еще и то, иже не достоит мужемъ рыцерскимъ, сваритися, аки рабамъ, паче же и зѣло срамно намъ, християномъ, отрыгати глаголы изо устъ нечистые и кусательные, яко многажды рѣхъ и прежде. Лучще умыслих возложити упование мое на всемогущаго Бога…» (Второе послание Курбского Ивану Грозному).

Без комментариев…

Вывод:

Разобрав данные доводы, говорящие о почитании царя Иоанна Васильевича, любой непредвзятый читатель увидит несостоятельность их. Действительно, на фресках в Московском Кремле он назван благоверным. Это действительно так! В словах «благоверный» заключено преданность православной вере как таковой, а святость дается, как мы знаем, за правую веру и за добрые дела, каких у царя Ивана IV не так много.

В эпиграфе к этой статье мы написали слова пророка Исаии, которые говорят о тех людях, которые ложь выдают за правду, что им грозит гибель души, говоря Горе тем, которые…. Посему, православные христиане-старообрядцы, призываю Вас исследовать, что Вам говорят, и верить только Господу Богу, который показывает Свою волю в Священном Писании и в святых людях Своих, соблюдших заповеди Его, о которых выше мы говорили.

Хочется закончить словами современников о противоречивом характере царя Ивана Васильевича Грозного. Так, один из них, описав славные деяния царя до смерти царицы Анастасии, продолжает: «А потом словно страшная буря, налетевшая со стороны, смутила покой его доброго сердца, и я не знаю, как перевернула его многому умудренный ум в нрав свирепый, и стал он мятежником в собственном государстве». Другой современник, характеризуя грозного царя, пишет, что это был «муж чудного рассуждения, в науке книжного почитания доволен и многоречив, зело ко ополчению дерзостен и за свое отечество стоятелен, на рабы, от Бога данные ему, жестосерд, на пролитие крови дерзостен и неумолим, множество народа от мала и до велика при царстве своем погубил, многие города свои попленил и много иного содеял над рабами своими; но этот же царь Иван и много доброго совершил, воинство свое весьма любил и на нужды его из казны своей неоскудно подавал».

(Использовался материал

«Был ли царь Иван Грозный местночтимым святым»

с сайта «Православие и мир»)

«Священство выше царства»

Николай КАВЕРИН

Ключевский Василий Осипович

«Характеристика царя Ивана Грозного. Лекция XXX».

Автор - Диакон Василий Андроников