I. В ходе недавнего выступления преосвященнейшего митрополита Корнилия на «Народном радио» была поднята серьёзнейшая проблема сохранения старообрядческой книжной культуры. Причём, в нынешней анти – книжной эпохе, когда книги есть – но их не читают, наиболее уязвимым оказалось именно молодое поколение. Из-за чего, оно часто, «не ценит преображение, которое произошло на наших глазах, и благоприятное время, которое даёт нам Господь» [1]. И, если в старообрядческих семьях, молодых людей ещё можно оградить от искушений, то в мирской жизни многие из них живут «в после раскольном настоящем, где всё дозволено и всё покупается» [там - же].
Очевидно, что приобщать к книжной культуре нужно с детства, поэтому при внимательном взгляде на проблему обнаруживается следующее обстоятельство: кроме традиционных богословских книг и книг по различным аспектам истории старообрядчества, список широкодоступной «чисто» художественной старообрядческой литературы или посвящённой старообрядцам не так уж и велик. Это - «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», «Запечатленный ангел» Николая Лескова и дилогия «В лесах» и «На горах» Павла Мельникова-Печерского. Из более новых – «Хмель» Алексея Черкасова и «Раскол» Алексея Личутина. Возможно, я что-то и упустил, но, вряд ли этот перечень может быть значительно пополнен. Что, разумеется, не способствует привлечению неофитов из числа интересующихся старообрядчеством.
Нетрудно также заметить, что данные произведения ориентированы на взрослую аудиторию. Конечно, и более молодым они и интересны и полезны, но – это не специализированная для подростков литература. Тем более - для младшего школьного возраста или дошкольников. А ведь книжная культура должна охватывать, по возможности, все возрастные категории.
Кстати, та же тенденция наблюдается и в кинематографе: есть сериал «Раскол» (2011), экранизации романов «Хмель» (1991), «В лесах» и «На горах» (2014). Зато для детей – только один-единственный полнометражный мультфильм, который лишь с некоторой натяжкой можно считать близким по теме. Это - «Князь Владимир» (2006). Причём оный фильм - не без изъянов: если эволюция Владимира из мстительного и коварного языческого князя в светлого и мудрого христианского правителя в нём показана достаточно подробно, то тема принятия христианства на Руси - раскрыта не полностью.
В 2015 году на экраны вышел российский анимационный фильм «Крепость. Щитом и мечом». На первый взгляд эта лента не имеет к теме старообрядчества абсолютно никакого отношения – в фильме рассказывается об осаде Смоленска (1609-1611) поляками. Между тем, в истории старообрядчества также есть подобный эпизод - героическая оборона Соловецкого монастыря (1669—1676) от войск царя - «ирода» Алексея I Михайловича.
Так, что широкое поле для творчества в деле освещения старообрядческой темы вполне имеется. Просто у кинематографистов, судя по всему, к этому не доходят руки.
А пока, раз необходимой литературы могло быть и больше, а на экранах телевизоров и компьютеров доминирует продукция, пропагандирующая отнюдь не православные добродетели, то стоит ли удивляться, что именно дети и молодёжь оказались наиболее уязвимыми от искушения мирскими соблазнами?
II. Помимо закрепления, хранения и передачу культурного опыта, книжная культура имеет и функцию накопления и преумножением знаний. В дореволюционный период с этим у старообрядцев проблем не было: даже в отдалённых старообрядческих поселениях очень мало встречалось неграмотных, в том числе и среди женщин. Общий же уровень образованности и осведомлённости, особенно в религиозных и богословских вопросах, среди староверов тогда был гораздо выше, чем среди приверженцев официального православия [2]. Самыми же образованными были начётчики – в XIX веке некоторые из них даже вступали в борьбу с миссионерами господствующей церкви [3].
Весьма распространено было среди тогдашних старообрядцев и хорошее «мирское» образование: «Так, Московский Университет закончили: М.А. и С.Т. Морозовы (Савва Тимофеевич дополнительно изучал химию в Кембридже), А.Н. Коновалов, С.В. Прохоров (также – Школу химии в г. Мюльгаузене); братья П.П., В.П., С.П., М.П. Рябушинские обучались в Московской практической академии коммерческих наук и т.д.» [2].
Сейчас часто не так: на невысокий культурный и образовательный уровень руководства и членов некоторых общин жаловался один из участников недавнего круглого стола «Актуальные проблемы старообрядчества» - иерей Александр Панкратов [4].
Но и это ещё не всё: среда старообрядцев дала России многих замечательных деятелей науки: медиков Боткиных, историков Сергея Александровича Коновалова и Бориса Александровича Рыбакова [2], ботаника Порфирия Никитича Крылова, физика Виктора Николаевича Кондратьева и многих других. Кстати, наиболее известные труды Бориса Рыбакова – это «Язычество древних славян» (1981) и «Язычество Древней Руси» (1987). Парадокс? Нет – старообрядчество – это для души, а языческая старина – для профессионального интереса, и одно с другим не смешивалось.
Среди нынешних старообрядцев деятелей науки подобного калибра не наблюдается, что бьет и по обществу и по самим старообрядцам. Например, основная ниша современных предпринимателей - старообрядцев – это мелкий и средний бизнес. В [5] [6] приведены их основные виды деятельности: торговля, юридические услуги, издательское дело, сфера общепита, лесозаготовки, строительство. А, также – различное мелкое производство: ингредиентов и материалов для мясоперерабатывающей промышленности, домашних колбас, мёда, дверной и оконной фурнитуры.
К сожалению, ничего связанного с высокими технологиями и другими перспективными сферами современного бизнеса в этом перечне нет. А ведь раньше в предпринимательской иерархии старообрядцев больше всего уважалось занятие промышленностью (фабриканты и заводчики стояли на первом месте, даже перед купцами) [6] – наиболее перспективной экономической отраслью по тем временам.
Очевидно, что недостаток образовательного уровня (и профессиональных навыков) современных старообрядцев сказывается и тут. Их следует повышать - что также является одной из актуальных проблем старообрядчества.
И, современная эпоха не только создаёт здесь значительные преграды, но и предоставляет некоторые благоприятные возможности.
Нынешняя российская власть уделяет науке и образованию куда больше внимания, чем это было в 90-х. В высших научных кругах, зреет понимание, что «сильная наука равнозначна высокому качеству жизни» [7]. Уже всерьёз поднимается вопрос о возвращении в страну бывших соотечественников, накопивших за границей ценный производственный опыт [8]. Проводится реформа высшего образования, связанная с укрупнением учебных заведений и появлением колледжей общей подготовки, после которой абитуриенты более углублённо изучают предметы своей специализации; технические вузы начинают более интенсивно привлекать к учебному процессу девушек и других «нестандартных» учащихся [9].
Так, что у талантливой молодёжи из числа старообрядцев появляется вполне реальный шанс добиться успеха в жизни.
Момент второй – это непосредственное влияние современных технологий на возможности образования и, даже в большей степени - самообразования.
В ходе вышеупомянутого выступления был озвучен тезис, что телефон – это подарок Бога человеку, а Интернет – тонко подаренный врагом рода человеческого «дар» [1].
Что, без сомнения, правильно: виртуальное пространство Всемирной сети, по сути, представляет собой огромную информационную помойку; поиск необходимых сведений довольно часто занимает много времени. В подаче информации там форма зачастую преобладает над содержанием; в Интернете много порнографии, рекламы и иных непотребств. Многие пользователи все больше предпочитают виртуальное общение реальным контактам, постепенно превращаясь в затворников; интернет-зависимость уже сравнивают с наркоманией. Спецслужбы имеют возможность получать доступ к конфиденциальной информации граждан, количество преступлений, особенно в банковском секторе, с использованием Интернета растёт год от года. Интернет - тролли отравляют общение посетителей форумов, оскорбляя их и устраивая различные провокации.
С другой стороны Интернет расширяет возможности телефона – собеседника уж можно не только слышать, но и видеть. Ускорение процесса коммуникаций благотворно влияет на развитие и бизнеса и науки. Размещённые в сети энциклопедии, хотя довольно часто и переписывают информацию друг у друга, зато, как отправные моменты для дальнейшего углублённого изучения отдельных предметов, годятся вполне.
Доступ к невиданным ранее объёмам информации – явление тоже двоякое: ищущие развлечений получили возможность скачивать шоу, компьютерные игры, музыку и фильмы, а занимающиеся самообразованием – учебники и иную серьёзную литературу. Например, редкие книги. Разумеется, если они уже кем-то отсканированы, да и правообладатели не сильно возражают против их размещения в сети.
Так, огромные библиотеки без проблем помещаются на компактных носителях, а, значит, даже такое бесовское изобретение как Интернет, вполне может послужить делу возрождению старообрядческой книжной культуры.
III. Но мало очертить круг проблем – необходимо и понимание, как их решать. В этом смысле весьма характерен пример прошедшего 3 марта 2016 года в Московском Доме национальностей круглого стола «Актуальные проблемы старообрядчества»: на нём было предложено назвать межстарообрядческое движение РСБ — Русском Старообрядческим Братством [4]. И, хотя участники не приняли окончательного решения по вопросу и обещали подумать, сам термин - «братство», выглядит не совсем удачным, ибо вызывает слишком неоднозначные ассоциации.
Например, с «Белым братством» или ЮСМАЛОСом – тоталитарной деструктивной сектой псевдохристианского толка, разогнанной украинскими властями в 1993 году. После этого, остатки секты сумели уйти в подполье и даже имеют официальный сайт [10].
Ещё одно «Белое братство» - теперь уже Всемирное. Это - из Болгарии. Эзотерическое христианство, индуизм, йога, и, - официальный сайт на русском языке [11].
Также «братьями» называют друг друга члены различных тайных обществ, атеистического, оккультного или даже сатанинского характера. Подробный список приводить не буду – слишком уж длинным он получится.
На кругом столе был обнародован и альтернативный вариант - союз старообрядческих согласий России [4]. Уж не знаю, насколько серьёзно было это предложение, но совпадение сокращённой аббревиатуры с СССР - довод весьма сомнительный. По моему глубокому убеждению, от подобного в названиях нужно уходить. Кроме того, неплохо бы, чтобы там присутствовало слово «синод». Ибо в отличие от братства, союза, собора и конгресса – синод упоминается исключительно в христианском контексте. По крайней мере, пока.
Данные словесные коллизии намного серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд: так, вначале 90-х., некоторые общины язычников стали ещё и «православными», а одна из них, к тому – же, умудрилась «перенять» и слово «староверы». Это - Древнерусская Инглиистическая церковь Православных Староверов - Инглингов некого Александра Хиневича [12]. Определённо, наличие идеологических попутчиков – явное излишиство.
Напрашивается очевидный вывод: сейчас для принятия правильного решения даже по самому простому вопросу необходима экспертная оценка. Причём целесообразно, чтобы сообщество экспертов по различным вопросам было организовано в некую структуру, например, информационно – аналитический центр. Хотя бы, на начальном этапе, на общественных началах. Плюс – нужно учитывать опыт созданного в 1997 году при московской Преображенской федосеевской общине Старообрядческого исследовательского центра: главное всё-таки не издание книг, сборников типа «Древлеправославный вестник», и изучение проблем, стоящих перед современным старообрядчеством, на «перспективу», а оперативная обработка информации и, выработка необходимых рекомендаций руководству общин. Тогда бы, проблема поиска названия для межстарообрядческое движения была бы решена в день проведения круглого стола. Всё - таки, выбрать один, наиболее адекватный вариант из множества предложенных, – не так уж и сложно.
Также, очевидно, что интеллектуальное старообрядческое сотрудничество не должно замыкаться только на учёных из разных согласий и толков – их просто не будет хватать, да и не все минимально необходимые области знаний будут охвачены. Посему – с миру по нитке: будет весьма желательно привлечение специалистов из числа интересующихся и сочувствующих старообрядцам, включая журналистов и студентов старших курсов вузов.
В. Воронов.
18.04.2016.
Ссылки:
1 Выступление преосвященнейшего митрополита Корнилия на «Народном радио».
http://msdu.ru/2016/04/03/vystuplenie-mitropolita-na-narodnom-radio/
- Ю. Баранова. Деловая этика старообрядцев – первооснова социально ответственного бизнеса в России.
http://opora-sozidanie.ru/?p=4515
- Ф. Мельников. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви.
- Круглый стол «Актуальные проблемы старообрядчества».
http://www.gumilev-center.ru/kruglyjj-stol-aktualnye-problemy-staroobryadchestva/
- М. Башмакова. Двумя перстами.
http://www.kommersant.ru/doc/2603205
- Деловые старообрядцы. Фонтанка.ру поговорила с «Рябушинскими XXI века».
http://starove.ru/izbran/delovye-staroobryadtsy-fontanka-ru-pogovorila-s-ryabushinskimi-xxi-veka/
- В. Княгинин. Уровень жизни зависит от науки.
http://www.vz.ru/opinions/2016/2/5/792481.html
- В. Княгинин. «Понаехавших» нужно удержать.
http://www.vz.ru/opinions/2016/1/25/790092.html
- 9. В. Княгинин. Пришло время менять образовательные модели.
http://www.vz.ru/opinions/2016/2/11/793544.html
- 10. Белое Братство ЮСМАЛОС.
- Общество Белое Братство.
- Инглиизм – Древняя Вера Славянских и Арийских народов.