Возрождение старообрядческой книжной культуры: возможен ли разумный компромисс между консерватизмом и новаторством для преодоления негативных последствий анти-книжной эпохи?

I. В ходе  недавнего выступления  преосвященнейшего митрополита Корнилия на «Народном радио» была поднята серьёзнейшая проблема сохранения старообрядческой книжной культуры.  Причём, в нынешней анти – книжной эпохе, когда книги есть – но их не читают,  наиболее уязвимым  оказалось именно молодое поколение. Из-за чего, оно часто, «не ценит преображение,  которое произошло на наших глазах, и благоприятное время, которое даёт нам Господь» [1]. И, если в старообрядческих семьях, молодых людей ещё можно оградить от искушений,  то в мирской жизни   многие из них живут «в после раскольном настоящем, где всё дозволено и всё покупается»  [там - же].

к разделу №1

Очевидно, что приобщать к книжной культуре нужно с детства, поэтому при внимательном взгляде на проблему обнаруживается следующее обстоятельство: кроме традиционных богословских книг и книг по различным аспектам истории  старообрядчества, список широкодоступной «чисто» художественной старообрядческой литературы или посвящённой старообрядцам не так уж и велик. Это - «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», «Запечатленный ангел» Николая Лескова и дилогия «В лесах»  и «На горах» Павла Мельникова-Печерского. Из более новых – «Хмель» Алексея Черкасова и  «Раскол» Алексея Личутина. Возможно,  я что-то и упустил, но,  вряд ли этот перечень может быть  значительно пополнен. Что, разумеется, не способствует привлечению неофитов из числа интересующихся старообрядчеством.

Нетрудно также заметить, что данные произведения ориентированы  на взрослую аудиторию. Конечно, и более молодым они и интересны и полезны, но – это не специализированная  для подростков литература. Тем более - для младшего школьного возраста или дошкольников. А ведь книжная культура должна охватывать, по возможности, все возрастные категории.

Кстати, та же тенденция наблюдается и в кинематографе: есть сериал «Раскол» (2011), экранизации романов «Хмель» (1991),  «В лесах»  и «На горах» (2014).  Зато для детей – только один-единственный полнометражный мультфильм, который лишь с некоторой натяжкой  можно считать близким по теме. Это  - «Князь Владимир» (2006). Причём оный фильм  -  не без изъянов: если эволюция Владимира из мстительного и коварного языческого князя  в светлого и мудрого христианского правителя в нём показана достаточно подробно, то тема принятия христианства на Руси - раскрыта не полностью.

В 2015 году на экраны вышел российский анимационный фильм «Крепость. Щитом и мечом». На первый взгляд эта лента не имеет к теме старообрядчества абсолютно никакого отношения – в фильме рассказывается об осаде Смоленска (1609-1611)  поляками. Между тем,  в истории старообрядчества также есть подобный эпизод -   героическая оборона Соловецкого монастыря (1669—1676) от войск царя - «ирода» Алексея I Михайловича.

Так, что широкое поле для  творчества в деле освещения старообрядческой темы  вполне имеется.  Просто у кинематографистов, судя по всему, к этому не доходят руки.

А пока,  раз необходимой литературы могло быть и больше, а на экранах  телевизоров и компьютеров доминирует продукция, пропагандирующая отнюдь не православные добродетели, то стоит ли удивляться, что  именно дети и молодёжь оказались наиболее уязвимыми от искушения мирскими соблазнами?

II. Помимо закрепления, хранения и передачу культурного опыта, книжная культура  имеет и функцию  накопления и преумножением знаний. В дореволюционный период с этим у старообрядцев проблем не было:  даже в отдалённых старообрядческих поселениях очень мало встречалось неграмотных, в том числе и среди женщин. Общий же уровень образованности и осведомлённости, особенно в религиозных и богословских вопросах,  среди староверов тогда был гораздо выше, чем среди приверженцев официального православия [2]. Самыми  же образованными были начётчики – в XIX веке некоторые из них  даже вступали в борьбу с миссионерами господствующей  церкви [3].

к разделу №2

Весьма распространено было среди тогдашних старообрядцев и хорошее «мирское» образование: «Так, Московский Университет закончили: М.А. и С.Т. Морозовы (Савва Тимофеевич дополнительно изучал химию в Кембридже), А.Н. Коновалов, С.В. Прохоров (также – Школу химии в г. Мюльгаузене); братья П.П., В.П., С.П., М.П. Рябушинские обучались в Московской практической академии коммерческих наук и т.д.» [2].

Сейчас часто не так: на невысокий культурный и образовательный уровень руководства и членов некоторых общин жаловался один из участников недавнего круглого стола «Актуальные проблемы старообрядчества» - иерей Александр Панкратов [4].

Но и это ещё не всё: среда старообрядцев дала России многих замечательных деятелей науки: медиков Боткиных, историков Сергея Александровича Коновалова и Бориса Александровича Рыбакова [2], ботаника Порфирия Никитича Крылова,  физика Виктора Николаевича Кондратьева и многих других.  Кстати, наиболее известные труды Бориса Рыбакова – это «Язычество древних славян» (1981) и «Язычество Древней Руси» (1987). Парадокс? Нет –  старообрядчество – это для  души,  а языческая старина – для профессионального интереса,  и одно с другим не смешивалось.

Среди  нынешних старообрядцев деятелей науки подобного калибра не наблюдается,  что бьет и  по обществу и по самим старообрядцам. Например, основная ниша  современных предпринимателей - старообрядцев – это мелкий и средний бизнес. В [5] [6] приведены  их  основные виды  деятельности: торговля, юридические услуги, издательское дело, сфера общепита, лесозаготовки, строительство. А, также – различное мелкое производство: ингредиентов и материалов для мясоперерабатывающей промышленности, домашних колбас, мёда, дверной и оконной фурнитуры.

К сожалению,  ничего связанного с высокими технологиями и другими перспективными сферами современного бизнеса в этом перечне нет.   А ведь раньше в предпринимательской иерархии старообрядцев больше всего уважалось занятие промышленностью (фабриканты и заводчики стояли на первом месте, даже перед купцами) [6] – наиболее перспективной экономической отраслью по тем временам.

Очевидно, что недостаток образовательного уровня (и профессиональных навыков) современных старообрядцев сказывается и тут. Их следует повышать - что также является одной из актуальных проблем старообрядчества.

И, современная эпоха  не только создаёт здесь   значительные преграды, но и  предоставляет некоторые благоприятные возможности.

Нынешняя российская власть уделяет науке и образованию куда больше внимания, чем это было в 90-х. В высших научных кругах,  зреет  понимание, что «сильная наука равнозначна высокому качеству жизни» [7].  Уже всерьёз поднимается вопрос о  возвращении в страну бывших соотечественников, накопивших за границей ценный производственный опыт [8]. Проводится реформа высшего образования, связанная с укрупнением учебных заведений и появлением  колледжей общей подготовки, после которой абитуриенты более углублённо изучают предметы своей специализации; технические вузы начинают более интенсивно привлекать к учебному процессу  девушек и других «нестандартных» учащихся  [9].

Так, что у талантливой молодёжи из числа старообрядцев появляется вполне реальный шанс добиться успеха в жизни.

Момент второй – это непосредственное влияние современных технологий на возможности образования и, даже в большей степени - самообразования.

В ходе вышеупомянутого выступления  был озвучен тезис, что  телефон – это подарок Бога человеку, а Интернет – тонко подаренный врагом рода человеческого «дар» [1].

Что, без сомнения,  правильно: виртуальное пространство Всемирной сети, по сути, представляет собой огромную информационную помойку; поиск необходимых сведений довольно часто занимает много времени. В подаче  информации там форма  зачастую преобладает над содержанием; в Интернете много порнографии, рекламы и иных непотребств. Многие пользователи  все больше предпочитают виртуальное общение реальным контактам, постепенно превращаясь в затворников;  интернет-зависимость уже сравнивают с наркоманией. Спецслужбы   имеют возможность получать доступ к конфиденциальной информации граждан, количество  преступлений, особенно в банковском секторе,  с использованием Интернета растёт год от года. Интернет - тролли отравляют общение посетителей форумов, оскорбляя их и устраивая различные провокации.

С другой стороны  Интернет расширяет возможности телефона – собеседника уж можно не только слышать,  но и видеть. Ускорение процесса коммуникаций благотворно влияет на развитие и бизнеса и  науки. Размещённые в сети энциклопедии, хотя довольно часто и переписывают информацию друг у друга, зато, как отправные моменты для дальнейшего углублённого изучения отдельных предметов, годятся вполне.

Доступ к невиданным ранее объёмам информации – явление тоже двоякое: ищущие развлечений получили возможность скачивать шоу, компьютерные игры, музыку и фильмы, а занимающиеся самообразованием – учебники и иную серьёзную литературу.  Например, редкие книги. Разумеется, если они уже кем-то отсканированы, да и правообладатели не сильно возражают против их  размещения в сети.

Так, огромные библиотеки без проблем помещаются на компактных носителях, а, значит, даже такое бесовское изобретение как Интернет,  вполне может послужить делу возрождению старообрядческой книжной культуры.

III. Но мало очертить круг проблем – необходимо и понимание, как их решать. В этом смысле весьма характерен пример прошедшего 3 марта 2016 года в Московском Доме национальностей круглого  стола «Актуальные проблемы старообрядчества»: на нём  было предложено назвать межстарообрядческое движение РСБ — Русском Старообрядческим Братством [4].  И, хотя участники не приняли окончательного решения по вопросу и обещали подумать, сам термин - «братство», выглядит  не совсем удачным, ибо вызывает слишком неоднозначные ассоциации.

к разделу №3

Например, с «Белым братством» или ЮСМАЛОСом – тоталитарной деструктивной сектой псевдохристианского толка, разогнанной украинскими властями  в 1993 году. После этого, остатки секты сумели уйти в подполье и даже имеют официальный сайт [10].

Ещё одно «Белое братство»  - теперь уже Всемирное. Это  - из Болгарии.  Эзотерическое христианство, индуизм, йога,  и,   - официальный сайт на русском языке [11].

Также «братьями» называют друг друга члены различных тайных обществ, атеистического, оккультного или даже сатанинского характера. Подробный список приводить не буду – слишком уж длинным он получится.

На  кругом столе был обнародован и альтернативный вариант - союз старообрядческих согласий России [4]. Уж не знаю, насколько серьёзно было это предложение, но совпадение сокращённой аббревиатуры с СССР  - довод весьма сомнительный. По моему глубокому убеждению, от подобного в названиях нужно уходить.  Кроме того, неплохо бы, чтобы там присутствовало слово «синод». Ибо в отличие от братства, союза, собора и конгресса – синод упоминается исключительно  в христианском контексте. По крайней мере, пока.

Данные  словесные коллизии намного серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд: так, вначале 90-х., некоторые общины язычников стали ещё и «православными»,  а одна из них, к тому – же, умудрилась «перенять» и слово «староверы». Это - Древнерусская Инглиистическая церковь Православных Староверов - Инглингов некого Александра Хиневича [12].  Определённо, наличие идеологических попутчиков – явное излишиство.

Напрашивается очевидный вывод: сейчас для принятия правильного решения даже по самому простому вопросу необходима экспертная оценка.  Причём целесообразно, чтобы сообщество экспертов по различным вопросам было организовано в некую структуру, например, информационно – аналитический центр. Хотя бы, на начальном этапе,  на общественных началах. Плюс – нужно учитывать опыт созданного в 1997 году при московской Преображенской федосеевской общине Старообрядческого исследовательского центра: главное всё-таки не издание книг, сборников типа «Древлеправославный вестник», и изучение проблем, стоящих перед современным старообрядчеством, на «перспективу», а оперативная обработка информации и,  выработка  необходимых рекомендаций руководству общин. Тогда бы,  проблема поиска названия для межстарообрядческое движения была бы решена в день проведения круглого стола.  Всё - таки, выбрать один, наиболее адекватный вариант из множества предложенных,  –  не так уж и сложно.

Также, очевидно, что интеллектуальное старообрядческое сотрудничество не должно замыкаться только на  учёных из разных согласий и толков – их просто не будет хватать, да и не все минимально необходимые области знаний будут охвачены.  Посему – с миру по нитке: будет весьма желательно привлечение  специалистов из числа интересующихся и сочувствующих старообрядцам, включая журналистов и студентов старших курсов вузов.

В. Воронов.

18.04.2016.

ethnogenesis2016@yandex.ru

Ссылки:

1 Выступление преосвященнейшего митрополита Корнилия на «Народном радио».

http://msdu.ru/2016/04/03/vystuplenie-mitropolita-na-narodnom-radio/

  1. Ю. Баранова. Деловая этика старообрядцев – первооснова социально ответственного бизнеса в России.

http://opora-sozidanie.ru/?p=4515

  1. Ф. Мельников. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви.

http://profilib.com/chtenie/63299/fedor-melnikov-kratkaya-istoriya-drevlepravoslavnoy-staroobryadcheskoy-tserkvi-117.php

  1. Круглый стол «Актуальные проблемы старообрядчества».

http://www.gumilev-center.ru/kruglyjj-stol-aktualnye-problemy-staroobryadchestva/

  1. М. Башмакова. Двумя перстами.

http://www.kommersant.ru/doc/2603205

  1. Деловые старообрядцы. Фонтанка.ру поговорила с «Рябушинскими XXI века».

http://starove.ru/izbran/delovye-staroobryadtsy-fontanka-ru-pogovorila-s-ryabushinskimi-xxi-veka/

  1. В. Княгинин. Уровень жизни зависит от науки.

http://www.vz.ru/opinions/2016/2/5/792481.html

  1. В. Княгинин. «Понаехавших» нужно удержать.

http://www.vz.ru/opinions/2016/1/25/790092.html

  1. 9. В. Княгинин. Пришло время менять образовательные модели.

http://www.vz.ru/opinions/2016/2/11/793544.html

  1. 10. Белое Братство ЮСМАЛОС.

http://usmalos.com/

  1. Общество Белое Братство.

http://www.beinsadouno.org/ru

  1. Инглиизм – Древняя Вера Славянских и Арийских народов.

http://vedy.mayany.de/ingliizm.php