Вопрос: Был ли Христос подвержен тлению во гробе? Ведь человечество Он воспринял полностью, следовательно, ничего человеческого, по идее, не должно быть Ему чуждо. Если же он и вправду был подвержен тлению, то как это отразилось на спасении рода людского?
Ответ: В данном случае под тлением Вы, по всей видимости, подразумеваете процесс разложения, который, обыкновенно, бывает у покойников. В православном богословии данному понятию присваивается ещё и другое значение: претерпевания естественных страстей. В первом случае тления не было, а вот во втором было. Преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» об этом пишет: «Имя тления обозначает двоякое. Ибо оно обозначает эти человеческие страсти: голод, жажду, утомление, прокалывание гвоздей, смерть или отделение души от тела и подобное. Сообразно с этим значением мы говорим, что тело Господа было подвержено тлению. Ибо всё это он воспринял добровольно. Но тление обозначает также и совершенное расторжение тела на те стихии, из которых оно сложено, и уничтожение, каковое многими лучше называется: гибелью [слав.: истлением]. Тело Господа не узнало этого по опыту, как говорит пророк Давид: яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления (Пс 15, 10)». Вы правильно отмечаете, что «человечество Он воспринял полностью». Святые отцы пишут, что спасение человеческого рода Богом возможно только посредством полного воплощения, а не частичного, как учил, например, еретик Аполлинарий Лаодикийский. Полное же воплощение подразумевало и тление в смысле претерпевания естественных страстей, как это пишет тот же преподобный Иоанн Дамаскин: «ибо если оно было неистленно, то не было одной и той же сущности с нами». Однако из этого не выходит, что «ничего человеческого, по идее, не должно быть Ему чуждо». Прежде всего, Христос был безгрешным, потому что он — «Совершенный Человек», в отличие от человека «ветхого», ради спасения которого и сошёл с небес. Человек получил смерть и тление по причине греха прародителей, но во Христе ему даруется жизнь и нетление. А как это может дать тленный? Итак, Христос воспринял человеческую природу способной претерпевать естественные страсти, однако по причине воплотившегося в Нём Логоса, посредством Которого был обожен (приобщен к нетварной божественной жизни) человек, Тело Его во исполнение пророчества Давида (Пс. 15, 10) не было подвержено разрушению на составные элементы.
Волков Сергей, религиовед