Гуслицы – это историческая местность на востоке Подмосковья, расположенная в современных Орехово-Зуевском и Егорьевском районах. Она упоминалась ещё в XIV веке, но стала по-настоящему известной как один из крупнейших центров староверия, в значительной мере сформировавшего её специфический культурный облик. Мы побеседовали с одним из гуслицких священников – о. Максимом Андреевым, настоятелем храма Святой Троицы (пос. Шувое) об истории, традициях и современном состоянии местного старообрядчества. Насколько шувойцы (и вообще современные гусляки) сохраняют исконную дониконовскую веру, какие трудности были пережиты в прошлом и с какими испытаниями сегодня приходится сталкиваться молодому и энергичному священнику в своём нелёгком служении?
Батюшка, расскажи для начала немного о себе. Не все читатели тебя знают.
Рассказывать особо нечего. Родом я из подмосковного города Жуковский. Рос в старообрядческой семье. Учился, работал…
А как ты попал в Шувое?
В Шувое приехал по приглашению о. Алексея из Устьянова и прихожан местной общины. Сначала был уставщиком, потом во диаконы поставили, а через какое-то время и до батюшки дорос.
То есть тебя пригласили именно с перспективой рукоположения в священники?
Видимо, да.
Проблема отсутствия в приходе настоятеля здесь, действительно, была очень давняя. Со времени кончины о. Николы Сорокина, произошедшей в 1968 году, постоянного священника не было. В связи с этим, у меня вопрос: как ты оцениваешь состояние общины в то время, когда ты только стал здесь уставщиком? Какие были первые впечатления при соприкосновении с местной жизнью и прихожанами?
С духовной точки зрения, состояние общины было упадническим. И последствия этого до сих пор ещё приходится расхлёбывать. Поначалу даже хотелось уехать. Мы привыкли, что церковь — это центральное место, вокруг которого складывается вся жизнь, где всегда много молодёжи, проводятся различные мероприятия, занятия в воскресной школе и т.д. Тут же, в связи с отсутствием священника, сложилась другая ситуация. Основная задача была помолиться службу и разойтись по домам. Ну, конечно, какие-то ремонты тут попечители делали: дедушки, бабушки. А вот церковной жизни в более широком понимании, чем служба не было. Из-за этого становилось тоскливо и порой, конечно, очень хотелось уехать.
Это какой был год, 2000-й?
Мы приехали в 2000-м году... Нет, в 2001-м, где-то уже в мае месяце, на Пасху. До этого мы постом приезжали просто посмотреть, а в праздник я уже здесь молился службу. В съёмный дом мы переехали примерно во второе воскресенье после Пасхи.
Основной контингент прихожан в то время были люди пожилого возраста?
Да, конечно. 60, 70, 80 лет... Практически все из них уже умерли.
А много ты знал до этого о Гуслицах, о Шувое, в частности?
Просто слышал краем уха, но в подробности не углублялся.
А когда приехал?
Ну, тогда уже начал узнавать. С Гуслицами я познакомился, живя уже здесь.
Глядя на прихожан, общаясь с ними, узнавая, как они живут, можно сказать, что самобытный гуслицкий уклад, бытовая культура, какие-то, может, особые верования, обычаи сохраняются и в настоящее время? Или это всё безвозвратно утрачивается, ассимилируясь нынешними бездуховными веяниями?
Ну, я думаю, гуслицкий уклад — это, в первую очередь, был христианский уклад жизни. Всё основывалось вокруг храма, вокруг веры, жили люди раньше по Домостроительству. Ну, а сейчас, как и везде, это утрачивается и уходит. Именно то понятие христианской жизни, которое должно быть. Наша задача — затормозить этот процесс и привести людей к жизни во Христе. Конечно, в отдельных семьях она сохранилась, но это единичные случаи. Больше, наверное, остались какие-то суеверия.
Вот с этого момента поподробней. Суеверия — это тоже часть народной культуры.
Я, конечно, подробностей не знаю. Но некоторые из них вспомню. К примеру, на Иоанна Предотече круглого не едят, чего-то ещё в том же духе... Но я даже не вдаюсь во всё это. Мне не интересно. Я знаю, что суеверия идут с языческих времён.
А в колдовство веришь?
Верю.
А ты знаешь, что Шувое всегда считалось колдовским селением?
Слышал, немного. Но всё же считаю, что Бог сильней. Раньше это точно всё было, да и сейчас немало таких людей, «заговорщиков», так скажем.
В начале нулевых здесь проводил свои исследования известный историк и этнолог С. Михайлов, результатом чего стала книга, точнее, брошюра о Шувойском старообрядческом приходе. Он, получается, был тут уже в твою бытность уставщиком или диаконом. Известны тебе какие-нибудь подробности его работы?
Он приезжал как независимый исследователь, ходил по домам, беседовал с прихожанами. Я знаю, отец Алексей, в то время настоятель прихода, ему какие-то материалы давал, рассказывал чего-то. Но мы с ним как-то не пересекались.
Хорошо. Теперь перейдём к сложной, но достаточно животрепещущей теме отношений между старообрядцами и никонианами. В Гуслице и в Шувое, в частности, ситуация с этим несколько напряжённая. Никонианские храмы появляются в последнее время даже в таких местах, где их не было в императорской России. В Шувое уже работает храм РПЦ, который тоже назвали в честь Святой Троицы. Я знаю, против его строительства какое-то время шла борьба со стороны старообрядцев.
Вся борьба заключалась в том, чтобы не строили там, где стоял старообрядческий храм. Однако они поступили хитро: отошли от этого места и построили не перед, а за кладбищем. По крайней мере, здесь мы имеем возможность не ходить мимо никонианского храма.
А вообще, насколько сегодня опасно для старообрядчества наступление никонианства? Можно ли говорить, что неформально у них есть какая-то установка строительства своих храмов в исторически старообрядческих селениях?
Я думаю, что это действительно установка сверху. Они проталкивают свою неправду. Потому что правда глаза режет, вот и пытаются её заглушить. Но заглушить-то совсем невозможно... А в плане того, что людей смущают... Кого-то действительно смущают. Но опять, кого? Маловерных, которые не утверждёны, не знают своей веры, точнее, не своей, а Христовой и апостольской, истинной. Да, в детстве они, может быть, крещённые, но ненаученные. Вот в этом, конечно, главная проблема. Мы знаем, что в советское время отучали от веры, от храма, от молитвы. Если узнавали, что кто-то дома говорил ребёнку о Боге, делали всяческие выговоры. Но были и те люди, которые, несмотря на всё это, находили возможность заниматься со своими детьми, доносить до них истину. У кого в семьях такая возможность была, те оставались верными. А те, кто в детском возрасте не были утверждены, отступают, но кто-то и возвращается потом. Самая главная проблема, к сожалению, в Шувое да и не только: отсутствие единоверия в семьях. Кто-то отступил, кто-то остался верным истинной Церкви. Такие разногласия накладывают свой отпечаток. Надо понимать, что по корням-то все старообрядцы, а по делам есть и вероотступники. Опять же, большой отпечаток наложило и то, что не было 40 лет священника, и некому было учить. Священник приезжий исполнял только требы: крестил, венчал и отпевал. А организовать какую-то приходскую работу было нереально.
Я знаю, в советский, постсоветский периоды была ситуация тотальной религиозной неграмотности. Люди жили без понятия, вплоть до того, что не знали, какой перед ними священник: старообрядческий или новообрядческий, не знали даже, чем веры отличаются. К примеру, заболел старообрядческий, ехали крестить к новообрядческому. Тот «покрестит» кое-как, покропит...
В этом проблема и заключается. Всё это сейчас приходится расхлёбывать со скорбью, с болью в сердце.
Следующий вопрос будет в каком-то смысле развитием темы. С каких-то пор в Шувое появилось много сектантов-иеговистов. Если уход в никонианство может быть как-то ещё объясним с разумной точки зрения, то уход в секту «Свидетели Иеговы» практически нет. Потому что считается, что с культурно-исторической точки зрения русские люди ориентированы на православие, в котором есть всё для спасения души, тем более, если мы говорим о старообрядчестве. И вдруг, мы узнаём, что люди уходят в различные секты, многие из которых имеют американское происхождение и никак не связаны с русской культурой. Тем более, в Шувое, где всегда была только старая вера.
Я думаю, что в первую очередь это от недостатка знания. У современных людей нет христинаского стержня. Они в массе своей были лишены того воспитания, которое бы людей в нём держало. Дьявол, он работает, искушает, а люди поддаются — трудиться-то не хочется, хочется, чтобы было легко и просто. Никониане говорят: «у нас всё легко, живи, греши, придёшь — сразу причастишься». А в сектах вообще молиться не надо, поститься не надо.
Кстати, и у никониан та же самая проблема. Они тоже жалуются, что их паству уводят.
У никониан хоть что-то делать надо. А секты работают больше, чтобы поработить волю. Их проповедники, может быть, применяют какие-то способы зомбирования. Слабый человек попадает в эти сети, но выбраться оттуда бывает достаточно сложно.
Если подытожить, как в целом можно охарактеризовать состояние старообрядчества в Шувое? Есть ли перспективы возрождения?
Перспективы, конечно, есть. И тенденции тоже. Люди начинают просыпаться, оттаивать, идти в церковь. Некоторые потихонечку в семьях порядок наводят. Но это долгая работа священника, наставлять прихожан, чтобы те со своими детьми и внуками работали, доносить до них проповедь, проводить занятия в воскресной школе. Для этого мы и проводим «Гуслицкие встречи», чтобы люди узнали, услышали православную культуру. Есть священник — есть кому задать вопрос, с кем посоветоваться. Я думаю, что сейчас идёт положительная тенденция. По крупицам, но люди начинают собираться, подтягиваться. Милостью Божьей начинают задумываться о духовности, вере, о том, что нас ждёт.
То есть такого необратимого процесса апостасии ещё нет?
Об этом говорить пока не следует. Церковь Христова, в любом случае, будет до скончания дней.
Последний вопрос: что ты мог бы пожелать нашим читателям в духовной жизни? Какие пастырские наставления ты бы мог дать?
Укрепляться в вере и доверии к Богу. Смысл в том, что верующие все, но надо ещё уметь и доверять Богу, чтобы во всём видеть Его волю и исполнять её. А мы зачастую полагаемся на свои силы и делаем много ошибок.
Спаси Христос, отче, за интересную беседу!
Во славу Божью!
Беседовал Волков Сергей