Автор статьи - Митрополит Корнилий
Московский и всея Руси
4 ноября 2016 г. в Москве был открыт памятник святому равноапостольному князю Владимиру (скульптор Салават Щербаков). Величественный монумент высотой 12 метров удачно вписался в мемориальную зону центра Москвы на фоне стен Кремля. Рядом, в Александровском саду, находится недавно установленный памятник священномученику Ермогену, выполненный также скульптором С. Щербаковым. Крест, который держит в руках равноапостольный князь, напоминает о крещении Руси и о защите силою Креста Господня земли Московской и всех православных христиан России в течение уже более тысячи лет.
Памятники устанавливаются для напоминания о важных исторических событиях и несут определенное символическое значение. Памятник князю символизирует великий христианский подвиг Владимира, принесшего на Русь свет православной веры – это символ объединения народа, свободного выбора им спасительного пути добра, красоты, смирения и покаяния.
Святой равноапостольный князь Владимир сумел с Божьей помощью заложить основы государственности, отличающейся особым русским характером, суть которого определил философ И.А. Ильин: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую родину, всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство». Это определение близко к той государственной и национальной политике, которую ныне проводит руководство нашей страны.
В исторических преданиях многих народов есть особая фигура святого правителя, строителя великого справедливого государства. На Руси – это князь Владимир, которому народ дал ласковое прозвание «Красное солнышко». История этого наименования связана с личными качествами князя, его отношением к ближнему. Он дал пример благочестия и справедливости, милости и защиты простых людей пример утверждения добра и правды на земле.
Путь познания правды для князя Владимира начался в Корсуни (Херсоне). И сегодня земля Крыма является для всех русских людей священным местом – духовным источником и корнем нашего государства, где принял святое крещение великий князь. Отсюда пошло гражданское самосознание русского народа, которое ныне звучит во вдохновенных словах гимна России: «Хранимая Богом родная земля!» С момента принятия христианства определяется точка отсчёта развития русской культуры и образования. Православие на Руси заложило основы русского языка и литературы, живописи и архитектуры.
Святого князя Владимира можно назвать крестителем Руси. Ему посвятил торжественное сочинение «Слово о законе и благодати» митрополит Илларион (XI век). В этом произведении восхваляется равноапостольный подвиг князя Владимира, который приравнивается к духовному подвигу равноапостольного царя Константина, при котором православная вера стала главенствующей в Римской империи.
Христиан древлеправославной Церкви называют православными старообрядцами, и можно с уверенностью сказать, что первым православным старообрядцем на Руси был князь Владимир, принесший на русскую землю из Византии спасительную полноту христианского богослужения и православной веры, которую поныне хранят старообрядцы.
Имя святого князя нарицательно и знаменательно тем, что в славянском значении оно выражает особый дар владения миром, который князь Владимир проявил во время своего правления. Символично, что на памятнике князю Владимиру в его левой руке изображён меч, как символ защиты мира, защиты русской земли от врагов и православной веры от еретиков и супостатов.
Важно заметить, что новая христианская вера не была насильственно навязана русскому народу и самому князю – они добровольно выбрали и отстояли право принять её. Ради блага и возвеличивания земли русской, князь Владимир избрал христианство, что послужило основой великого духовного и политического переворота, когда на смену язычеству с его идолами пришла вера в истинного Бога. Воды Днепра стали могилой языческим богам, а затем – святой купелью крещения русского народа.
Когда князь Владимир принял святое крещение, то произошло чудо его духовного прозрения и преображения. Как отмечает летописец, «будто было в истории два князя: первый язычник, братоубийца, сластолюбец; второй – христианин, милостивый князь, отец, не желающий уже проливать кровь самих злодеев и врагов отечества». Как далее повествуется, «заботился князь о своих приближённых, одаривал их золотыми и серебряными монетами». Но не забывал он и обездоленных – нищих и калек. По дворам ходили его слуги и спрашивали: «Где есть нищие и недуженные?». И, найдя таковых, «привозили им по повелению князя рыбу и мясо, хлеб и мед». Ну а кто сам из бедных мог прийти к княжескому двору, того ждало сытное угощение.
За двадцать пять лет своего христианского правления князь Владимир употребил всю силу государственной власти, все средства казны, чтобы новокрещённые русские люди почувствовали, что у них «одно сердце и одна душа», что у них «всё общее». Щедрая помощь обездоленным была не просто личная милость князя, не откуп от бедных куском хлеба и копейкой, а щедрое и постоянное устремление снабдить всех нуждающихся по городам и весям.
Таким образом, именно изменение мировоззрения князя после принятия христианства открыли и сформировали для Русского государства новые виды духовной и материальной поддержки народа: прокормление, лечение, обучение – в общем, всё то, что сейчас называется государственной социальной поддержкой. Этим качеством милосердия и благотворительности отличались богатые старообрядцы, щедро жертвовавшие на строительство храмов, больниц, училищ и т.п.
Сам бывший язычник князь Владимир решительно отказался от обычаев и устоев дохристианских. Так, прежде чем требовать что-либо от подчинённых, он в корне изменил собственную жизнь. Вместо существовавшего обычая многожёнства он подал пример выполнения нравственных заветов – иметь одну жену, взяв себе в жёны византийскую царевну Анну, что породнило Русь с большой семьёй христианских государств. Выполняя евангельские заветы о сострадании к падшим и заключённым в темницах, князь, выпустил на свободу многих узников, что впоследствии вызвало недовольство и ропот окружения князя.
Принятие христианства князем Владимиром и последующее распространение христианской веры в народе, строительство новых храмов и монастырей (на это жертвовалась княжеская десятина) не только коренным образом изменило облик самого князя и его современников, но и определило на много веков вперёд историческую судьбу Руси, преобразило жизнь всего народа.
Спустя 200 лет после преставления великого князя Владимира, он, вместе со своей бабушкой княгиней Ольгой, был канонизирован Церковью в лике святых, как просветитель и благодетель Руси, как правитель, принесший в свою землю свет христианской веры.
После трагического церковного раскола XVII века старообрядцы неизменно сохраняли богослужебный чин, в котором прослеживается преемственность святоотеческих традиций церковного богослужения. Вспоминая историю выбора вер князем Владимиром, можно отметить, что во многом решающим мотивом выбора стало впечатление от службы и красоты богослужения. Приняв от Византии православную веру, Древняя Русь приняла с ней и ответственность за сохранение её основ от посягательств языческого мира и еретических сообществ. Византия, а затем и православная Русь, противостояли Западному миру как сила правды против силы лжи. Разрыв с православным миром католиков в 1054 году, а затем крестовые походы показали православным христианам, что западный мир смотрит на них как на еретиков, и говорит с православными на языке силы или методом коварной лжи. Несмотря на угрозу с Востока – половцев и монголов, русское государство с первых веков принятия христианства с большой опаской и подозрением смотрело на Католическую церковь. Её изощрённый и лукавый способ расхищать православную паству, соблазняя в униатство, породил понятие «обрядового единоверства», а затем в XV и XVI веках – Флорентийскую и Брестскую унии. При непосредственном участии западных держав произошло вмешательство в духовное устроение Руси в начале XVII века, захватнический поход на Русь, что вызвало «Смутное время», порождённое склонностью русской элиты к западному выбору пути, а затем и полному отходу от православного мировоззрения. Наконец, самый трагический результат западного выбора и католического влияния мы, старообрядцы, видим в событиях русского церковного Раскола середины XVII века, когда, по словам историка Б.П. Кутузова, «на Московской Руси совершился погром Церкви под видами реформ». Именно западный, по своему характеру, папизм силой насаждал патриарх Никон взамен традиционного на Руси соборного управления. Иезуиты и продажные греки были инициаторами и активными участниками разгрома Церкви и гонений на православное благочестие. Экономические и технические преобразования Петра I в XVIII веке были, возможно, и необходимы нашей стране, но духовные и нравственные обычаи и устои Запада, насильственное внедрение которых проводил Петр, несомненно, искореняли русские начала, отрывали правящую верхушку от народа, который не желал идти путём Запада, терять веру предков. Отец Александр Мень пишет о церковном реформаторстве: «Оно породило огромное сопротивление у наиболее активной, мыслящей и потенциально духовно богатой части населения Московии, которая не приняла этих реформ, бывших духовным насилием… Сопротивление усилилось при Петре I, который не считался с традициями, ломал устоявшиеся основы культуры, что ещё более усилило старообрядческую оппозицию». Отец Александр также отмечает пагубное влияние раскола на новообрядческую церковь, «руководство которой подпало под власть государства, благодаря чему значительная часть образованного общества отшатнулась от этой порабощённой Церкви». В этих условиях старообрядчеству выпала миссия спасения многовекового уклада русского быта, сохранения генетической памяти выбранного князем Владимиром спасительного пути православия, сохранения нравственных ценностей и устоев, накопленных русским народом за семьсот лет исповедания христианства. По отношению к новообрядческой церкви старообрядческая выполнила миссию предохранения её иерархии от католицизма и протестантизма. Внесение западных начал в реформированную синодальную церковь привело к её внутреннему перерождению – вместо исконной древнерусской традиции насаждалось партесное пение, а также иконописание, живопись, архитектура, одежда в манере Запада. Повсеместно распространялось западное крещение путём обливания, вместо узаконенного Церковью – погружения и другие нововведения в церковную жизнь. Вводя западный путь развития, его последователи тем самым подготовили протесты и восстания конца XIX века и, в конечном счёте, русские революции 1905 – 1917 годов. Эти революции опирались на учение европейских философов и экономистов, проповедовавших вместо христианской любви классовую ненависть и борьбу за насильственный передел собственности. Вместе с тем, плоды западной науки и техники, образования и культуры оказались вполне приемлемыми на русской почве. Пример тому успешная деятельность предпринимателей и купцов старообрядцев, которые смело вводили прогрессивные технологии на своих производствах, радели об образовании и культуре. История «золотого века» развития промышленности в XVIII-XIX веках показывает, что западные начала, которые не противоречат евангельским нормам и христианским заповедям могут приниматься старообрядцами. Русская литература (Пушкин, Некрасов, Гоголь, Достоевский) есть сплав двух начал – западного и русского, объединённых христианскими традициями.
История старообрядчества – это история сохранения и осмысления духовных традиций Святой Руси, её национальных идеалов любви к отечеству и наследию предков, порой альтернативных западному развитию. «Мы должны быть благодарны старообрядчеству – писал В. Распутин – за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в обычаях и верованиях, обрядах, пении, характере, устоях и лице. Это служба, может быть, не меньше, чем защита отечества на поле брани». В современном мире Россия стоит перед сложным выбором. С одной стороны, мы знаем богатую историю и культуру западной Церкви первых веков христианства. С другой, народы Запада ныне утратили те духовные ценности, ради которых они прежде готовы были пожертвовать жизнью. Западный мир переживает трагическую метаморфозу, в результате которой ему приходится отказываться от своей истории и культуры, заменяя её бездуховной политкорректностью и толерантностью с присущей ей вседозволенностью и терпимостью к безнравственности и распущенности. Искажение понятия о браке и семье, о самоубийстве, об абортах как «праве личности» - все эти явления свидетельствуют о духовном и физическом вымирании Запада, об историческом тупике его идеалов. Желание навязывать России своё понимание морали и свою позицию в выборе ценностей свойственны сегодняшнему западному миру, что, в конечном итоге, заставляет нас сойти с пути «западного пленения», начавшегося с Раскола и петровских реформ. Сегодня у нас введено понятие «импортозамещения». В духовном аспекте на этом пути России необходимо возвращаться к своей самобытности и самостоятельности, чтобы избежать социального и культурного вырождения нашего народа. Русскому государству необходимо восстановить тесную связь с истоком его самосознания – с православием, без которого невозможно выживание нашего народа, развитие и становление личности, осмысление движения по истинному историческому пути, выбранному 1000 лет назад святым князем Владимиром.
Об этом пути, о его заветах и ценностях нам будет всегда напоминать памятник князю Владимиру в Москве.
Автор - Митрополит Корнилий
Московский и всея Руси