Веками свято чтит Русская Православная Старообрядческая Церковь память огнепального протопопа – Священномученика Аввакума, В 2020-м году во всех церквях и приходах РПСЦ будет широко отмечаться 400-летию со дня его рождения. Хорошим стартом к великой этой дате стали проводимые уже несколько лет чтения в честь духовного исполина и первого писателя Руси, идеолога и борца за чистоту Православия.
Десятые, юбилейные Аввакумовские чтения, что состоялись в Перми 11 декабря 2016-го года в Храме во имя Святителя Стефана Пермского, прошли на редкость успешно и плодотворно, вызвав волну обсуждений как со стороны докладчиков, так и слушателей. Тема их была более чем актуальна: “Традиции, методы и история духовного образования в старообрядчестве”.
Нынешние чтения собрали весь цвет Уральской епархии, на них присутствовали семь священников: протоиерей о. Валерий Шабашов из Верещагино, протоиерей о. Михаил Татауров из Шамар, хозяин чтений о. Никола Татауров из Перми, о.Михаил Лоскутов из пос. Баранчинский, о. Александр Чалов из Очера, о.Вадим Матяш из Бородулино. Впервые на наш пермский праздник приехал о.Герман Чунин из Кирова, города, который все староверы упорно называют Вяткой. Чтения традиционно начались со вступительного слова о.Валерия и общей молитвы.Внимание слушателей привлекла новая книга широко известного писателя-старовера Дмитрия Урушева “Русское старообрядчество. Традиции. История. Культура”, вышедшая в 2016-м году в московском издательстве “Эксмо”. Объёмный и красочно изданный труд автора включил в себя 351 страницу со цветными и чёрно-белыми фотографиями и рисунками. Книга посвящена самым ярким эпизодам и основным вехам истории старообрядчества, от времён появления христианства на Руси до наших дней. Она адресована самой широкой читательской аудитории, прежде всего – детям, молодёжи и людям, впервые услышавшим о старообрядчестве. Это хорошее учебного пособия для преподавания предмета “Основы православной культуры”.
Характерно, что кандидат филологических наук Андрей Мельников назвал своё предисловие к книге “История русского непослушания”, особо выделив главную мысль: “Если народовольцы и нигилисты бунтовали против Бога и царя, то староверы восстали против воли царя, задумавшего церковную реформу. Бунт защитников старых обычаев был объявлен во имя Бога и верности отцам. Так что в этом смысле влияние книги на неокрепшие умы будет верным в духе политическо-педагогических веяний последнего времени”.
Своё авторское вступление Дмитрий Урушев адресовал молодёжи: “Сегодня в каком-нибудь городе Эн, который азиатски дик, скучен, пылен и всеми забыт, молодежь коротает вечера с сигаретой в зубах и пивом в руках. Ребята и не вспомнят, что сто лет назад в их городке было несколько старообрядческих храмов, а их прапрадедушки и прапрабабушки степенно расхаживали в кафтанах и сарафанах, картузах и платках. В ту пору встретить на улице человека с папиросой или бутылкой было просто немыслимо.
От нас, дорогие друзья, зависит будущее России. Что станется с русским государством и русским народом через полстолетия? Сохранится ли наша речь? Будут ли наши потомки исповедовать христианство? Будут ли они читать Пушкина? Останется ли наша Москва русским городом или превратится в аул-кишлак? Это зависит от того, как хорошо мы выучим свою историю и какие уроки извлечем из нее”.
Интересны все семьдесят восемь небольших глав книги, во многих из них речь идёт о чудесах и испытаниях, преодолённых непоколебимой верой в Бога. В главе 71-й воссоздана полная драматизма жизнь нижегородского старовера Семёна Кузнецова: “В 1929 году в Великий четверток, чтобы сорвать празднование Пасхи, коммунисты схватили всех священников, диаконов и уставщиков в Арзамасе и окрестностях. Согнали их в городскую тюрьму. Потом повели в Нижний Новгород пешком под прицелом ружей солдат.
Дошли до реки Сережи. Тут верующим было объявлено:
– Кто хочет пройти через реку по мосту, пусть снимает кресты. Кто не хочет по мосту, Бог вам в помощь, идите через реку!
А лед на реке начал таять. Кое-где уже была видна вода. Верующие не знали, как быть. Многие упали на колени и стали просить солдат о пощаде. Кузнецов не выдержал, перекрестился, запел “Волною морскою” и пошел по льду. Люди подхватили пение, последовали за Семеном и благополучно перешли на другой берег. Солдаты по льду кинулись догонять их. Но лед не выдержал, проломился и все оказались в полынье. Верующие не стали ждать, пока солдаты выберутся из реки – разбежались кто куда. Старообрядцы из Чернухи пошли в Нижний Новгород. Оттуда Кузнецов отправился в Томск, а затем в Минусинск”. Сообщение о книге Дмитрия Урушева было сделано кандидатом филологических наук Галиной Чудиновой.
Романовщиной ёмко назвал в своём докладе имперскую эпоху в истории России Сергей Белобородов, доктор технических наук. Он высказал глубоко продуктивную мысль, что инициированный царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном Раскол середины семнадцатого века был не просто церковной, но государственной “реформой” с целью закабаления народа, беспрекословного подчинения его правящим властям. “Ты и твоя семья страдают от барского гнёта? Терпи, на то Божья воля!” – так говорили страждущему народу синодальные попы.
При этих словах многим вспомнились бессмертные строки Александра Пушкина из стихотворения “Деревня”:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Докладчик утверждал, что при Петре Первом было яростное стремление властей переформатировать Россию на протестантский лад, согласно которому богатые люди всегда успешны и поэтому обретут рай, а бедняки и неудачники пусть пеняют на себя. Трудно было придумать более антихристианское и антиправославное учение!
По мысли Сергея Белобородова, старовер – это цельный человек, крепкий хозяин, живущий в достатке, нажитом честным трудом, прекрасный семьянин. Современный старовер должен быть высокообразованным человеком, способным дать ответы на любые вопросы. Образование должно быть неразрывно связано с воспитанием человека и практикой, подготовкой к его будущей профессии: только тогда будет оно эффективным.
Из содержательного, артистичного и эмоционального по манере изложения доклада историка Виталия Мингалёва собравшиеся узнали о том, что предпосылки для Раскола 17-го века вызревали ещё в пятом, шестом и последующих веках. Византийские греки упорно стремились сделать московскими патриархами своих ставленников, тогда как русские цари ориентированы были на учения Отцов церкви из Святой земли. Многолетняя брань духовная привела к победе стяжателей над нестяжателями: вот почему многочисленным преследованиям подвергался протопоп Аввакум, отстаивающий чистоту и твёрдость веры ещё до объявления преступных ”реформ” царя Алексея и патриарха Никона.
Отрадно, что на сей раз пермский приход принял гостей из разных мест: не только ежегодных участников чтений из Верещагино, Бородулино, Очёра, Шамар, пос. Баранчинский, г.Чайковского, Екатеринбурга, но староверов из Нижнего Тагила, всерьёз намеренных возродить общину в промышленном уральском городе, некогда сплошь заселённого старообрядцами. С теми же намерениями приехала Ольга Кустова из Куеды и прочла собравшимся отрывок из поэмы Виталия Гриханова о трагедии Раскола. Прибыла Анна Шеленкова из староверческого села Куничи, издавна известного в Молдавии. Организаторов искренне порадовало, что среди гостей было очень много молодёжи. На чтениях прозвучали выступления молодёжных хоров из разных приходов Уральской епархии: талантливо и душевно исполненные песнопения о Священномученике Аввакуме, боярыне Морозовой, Павле Коломенском, Иоанне Неронове, о других великих мучениках времён Раскола.
Интерес слушателей вызвал доклад Иулиянии Некрасовой из города Очер “Опыт проведения молодёжного слёта”. Речь в нём шла о неделе, проведённой юными староверами в пос.Бородулино, где ребятам предложено было проявить свои таланты в журналистике, декоративно-прикладном творчестве, народных ремёслах, кулинарии, спортивных соревнованиях, трудах по благоустройству прихода. Всё это окормлялось молитвами и духовными беседами с о. Вадимом Матяш. На представленных слайдах и фотографиях было видно, какой огромный потенциал содержит в себе подобный опыт организации досуга и воспитания молодёжи.
Чтения завершились общей трапезой, песнопением “Многая лета!” в адрес их организаторов и благодарственными молитвами. И молодым, и взрослым их участникам предоставлена была возможность пообщаться между собой, обменяться мнениями об услышанном. Большой радостью для собравшихся стало известие недавнем о торжественном открытии памятника митрополиту РПСЦ Андриану в Казани. Торжественная церемония состоялась 6 декабря сего года в сквере перед кафедральным собором Казанско-Вятской епархии. В церемонии приняли участие президент Татарстана Рустам Минниханов, митрополит Московский и всея Руси РПСЦ Корнилий, мэр Казани Ильсур Метшин, представители Казанско-Вятской епархии РПСЦ и других традиционных религиозных конфессий, органов государственной власти. Памятник выполнен в классическом стиле. Митрополита Андриана скульптор воплотил в движении, в традиционном облачении, благословляющим прихожан, идущих в храм. Святейший Андриан много сделал для возрождения старообрядческой церкви, совершил подлинный прорыв в деле признания её правящими властями и по заслугам своим был увековечен.
Юным староверам, воистину, есть с кого брать пример в многовековой истории старообрядчества – от протопопа Аввакума до подвижников наших дней. Состоявшиеся чтения – важный шаг в деле духовного образования молодёжи, в деле построения будущей России.
Автор - Галина Чудинова