Вопрос: Есть ли разница в учении и практике иконопочитания в православии и католицизме?
Ответ: На первый взгляд — нет. Римско-Католическая Церковь признаёт VII Вселенский собор, предавший иконоборчество анафеме. Однако в то время папскому престолу приходилось считаться и с другой значительной силой — богословской школой при дворе Карла Великого, представители которой придерживались, по сути, иконоборческих взглядов. Они не признавали VII Вселенский собор, понимая икону как обычное изображение, призванное вызывать благочестивые чувства. При этом ими отрицался весь ритуалистический комплекс поклонения иконе, который сформировался в православии. Эти взгляды были выражены, к примеру, в т.н. «Карловых книгах». Специфика православного иконопочитания — это, наоборот, признание реального присутствия Божества в иконах в виде божественных энергий. Соединению с Ним и были подчинены различные формы почитания, такие как поклоны, возжигания свещ и т. д. При этом сама икона нетождественна с тем, что на ней изображено. Несмотря на то, что Рим пытался противостоять учению Франкской церкви, на деле он сам постепенно им заражался. Один из важнейших в католичестве, Тридентский собор, созванный для противостояния движению Реформации (протестантизма) несмотря на то, что подтвердил поклонение иконам, признал их при этом фактически теми же самыми благочестивыми картинками. Этот момент можно считать итогом формирования доктрины иконопочитания в католицизме.
Волков Сергей, религиовед