Огонь нашей веры

Европейские мыслители и богословы посвящали целые трактаты тому, как следует жить. Русские подвижники просто ЖИЛИ, являя собой пример истинно христианского бытия.

15 декабря по новому стилю мы почитаем память борца за древлецерковное благочестие, священномученика и исповедника Аввакума. Начало церковного почитания Аввакума в среде его последователей относится к концу 17 века. По свидетельству гонителя старой веры Димитрия Ростовского, в это время уже «Аввакума… во святых почитают, и нарицают его новым страстотерпцем, и образ его пишут и покланяются тому аки святому, и службу ему сочинили, и празднество памяти его совершают…»%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%b0-%d0%b8%d0%b7-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b%d1%85-%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bd-%d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%bc%d1%83%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0

Одна из первых икон священномученика Аввакума (т.н. Хлудовская). кон. 17- нач.18 века. Поволжье.

Борьба с Аввакумом и его наследием всегда была облегчена тем, что в ней можно было опереться на мощь государства и господствующей церкви. Прославление в лике святых еретика, преданного анафеме, и официального государственного преступника неизбежно означало вызов как гражданской, так и церковной власти.

К сожалению, хула и клеветнические измышления, возводимые на страстотерпцев, были не только достоянием господствующей церкви, но встречались и в среде гонимых. Поэтому момент начала почитания Аввакума был одновременно началом споров вокруг догматического наследия протопопа и возможности его прославления в лике святых. Позже, во время подготовки канонизации мученика Белокриницкой иерархией, противники Аввакума и его церковного почитания активизировались в околоокружнических спорах, подвергая сомнению все догматические писания и духовые искания, рождённые в старообрядческой среде, лукаво скрывая, что за призывами вернуться к «до-никоновскому благочестию» фактически скрывается призыв к отказу от аввакумовского наследия, желание признать эпоху гонений на сторонников древлего православия «яко не бывшей».

Подготовка к прославлению Аввакума в лике святых встретила отчаянное сопротивление Синода и светских властей. Только в 1917 году пустозёрский узник был официально канонизирован.

Роль Аввакума в судьбах православной церкви сопоставима со значимостью апостола Петра: ибо в момент церковных потрясений, гонений, сопоставимых с эпохой первых христиан, он стал незыблемым основанием для сохранивших верность Христу и принявших на себя честь и бремя избранничества.

Только признавая истинную святость Аввакума, мы можем быть истинной Церковью Христовой. Призывая вернуться к «до-аввакумовскому благочестию» мы низводим свою веру до уровня невежественно блуждающего сектантства.

Пора нам во всей полноте осознать, что именно мы – единственная Истинная Церковь Христова, последний оплот православия. На нас возложена миссия силы удерживающей.

Сквозь века доходит и до нас огненный призыв протопопа: «Братия моя возлюбленная и вожделенная, яже о Христе Исусе, стойте твердо в вере и незыблемо; страха же человеческаго не убоитеся, яко с нами Бог».

 

Тропарь, глас 6:

Апостолом подобниче, и священником наставниче, путеводителю заблуждьшым, и пастырю добрыи Аввакуме, положивыи душу свою о спасении словесных овец Христовых, молися о нас единому человеколюбцу Богу.

Ин тропарь, глас 2:

Велия веры исправления, во источнице пламенне, яко на воде покойне, святыи священномученик Аввакум радовашеся. Огнем бо сожегся, яко хлеб сладок Троице принесеся. Того молитвами Христе Боже спаси душа наша.

Кондак, глас 2:

Богодухновеннаго исповедника Аввакума, претерпевшаго муки лютыя, и жива сожженнаго, приял еси Господи яко жертву непорочну, един сыи прославляяи святых своих.

 

авто - Мария Чекушина