Вопрос: Из Евангелия (Лк. 23;39-42) мы знаем, что первым в Рай вошел разбойник, который покаялся Исусу Христу перед смертью. Возможно ли и нам в последний момент жизни покаяться и этим получить разрешение пребывать в Царстве Божием?
Ответ: Да, действительно, мы знаем о том, что через покаяние разбойник был прощен Господом и вошел в рай. Но во время распятия Христа на Голгофе рядом с Ним были распяты два разбойника. Один из них злословил Спасителя, говоря Ему: «спаси Себя Сам», а другой разбойник, которого называют «благоразумным» унимал первого, говоря: «достойны мы за свои злодеяния этой казни, а Он безгрешен, и потому терпит муки безвинно» и просил Христа: «помяни меня Господи, когда придешь в Царствие Свое».
Почему же из двух разбойников лишь один в последний момент воспользовался возможностью попасть в рай? Что же второй не хотел вечной радости и выбрал вечную муку?
Ответ здесь видимо таков: второй просто был не способен покаяться, поскольку душа его была ожесточена злобой и ненавистью и, если бы он даже вслед за «благоразумным» разбойником, услышав о том, что Христос того простил, стал бы тоже просить прощения, то это были бы пустые, обманные слова человека, который не примирился в жизни ни с людьми, ни тем более с Богом. Его душа уже до распятия была мертва, она не умела любить и прощать и эту душу видел Христос. За это был осужден «неразумный» разбойник на вечную муку. Мертвые души не способны к покаянию.
Апокрифическая легенда о разбойнике «благоразумном» повествует, что во время бегства Святаго семейства в Египет шайка разбойников захватила их, но главарь, увидев богомладенца Христа был поражен Его чудным ликом и умилостившись сжалился над ними и отпустил пленников, за что Богородица предрекла разбойнику: «Как ты помиловал нас, так и Господь тебя помилует».
В основе этой легенды лежит мысль, что эта встреча с Христом была началом перемены в душе разбойника от зла к добру, и поэтому в конце жизни разбойник благоразумно просит Христа о помиловании и прощении его грехов. Конечно, на этом пути ко спасению ему помогало Божие милосердие.
Те, кто думают, что возможно покаяние в последний момент жизни, должны ясно понимать, что смерть может застать их в любой момент, и они так и не успеют покаяться, посему св. Григорий Двоеслов говорит:
«Тот, Кто обещал прощение во грехах кающемуся, не обещал согрешившему завтрашнего дня». Откладывая на потом покаяние и праведное изменение своей жизни, находит в этом оправдание своих греховных наклонностей, внушая себе лукавую мысль, что сейчас еще не готов меняться, и продолжает пребывать в полюбившемся ему грехе. Но долгое пребывание в плену греховных пристрастий приводит душу к омертвению, она как бы «окостеневает», «прикипает» к грехам. Возможно такой человек и скажет перед смертью «прости меня Господи», но это будет говорить только его язык, а сердце и душа будут по-прежнему крепко привязаны к греховному навыку.
Св. Василий Великий писал: «Обещал Бог прощение кающемуся, но закостеневшему во грехах не обещал против воли привести его к покаянию». Если наши чувства, мысли и воля не устремлены постоянно к борьбе с грехами (а именно это и видит Бог в нас), то по мысли святых: «грех здесь не умерщвленный, там по смерти делается нашим мучителем», поскольку страсти в душе остаются, а телесных органов, которые удовлетворяли бы эти страсти, на том свете уже не будет, отсюда проистекают загробные мучения души.
Отказ от греха в последний момент жизни - ложное, легкомысленное мечтание «от лукавого», которое приведет не на небо, а в ад. Тот, кто испытывает Божие долготерпение и идет по ложному пути, пребывая сознательно в грехе и не каясь, тот живет самообманом, ведущим к гибели души. «Преступно не столько делание греха, сколько безстыдство после греха», - предупреждает нас св. Иоанн Златоуст, и далее добавляет, - «не столько раздражает Бога наши грехи, сколько нежелание перемениться».
Жизнь праведника заключается в борьбе с грехами именно с того момента, когда совесть подсказывает в чем был совершен грех. Откладывая покаяние на потом, мы способствуем тому, что тенденция делать грех и не исправляться становится нормой жизни. Можно сравнить это состояние с разогнавшимся с большой силой автомобилем, который не сможет вовремя остановиться, если на пути неожиданно возникает препятствие. Долгое пребывание в грехе подобно инерции, сила инерции приведет к неминуемой катастрофе. Наша жизнь в покаянии и есть тот «тормозной путь» или спасительный, который может нас уберечь от неожиданного рокового «столкновения» со смертью.
Медики знают, что врачевание застарелых болезней происходит нескоро, а грехи – это раны и язвы нашей души, и весьма опасно не лечить их, но зная, что болен не идти к врачу, т.е. в храм на исповедь.
Долгое пребывание в грехе без покаяния можно также сравнить с пребыванием в болоте, которое имеет свойство засасывать жертву, и если она глубоко погрузилась в тину, то уже не может самостоятельно выбраться.
Покаяние – вот единственный способ избавиться от вечной смерти, когда мы всем своим существом осознаем боль, ужас и ненависть пребывания в грехе, просим у Бога прощения и помощи в борьбе со страстями, имеем твердое намерение никогда не возвращаться к грехам, в которых мы каемся, «чтобы не уподобляться псам, возвращающимся на свою блевотину». «Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, - пишет св. Василий Великий, - есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить пред Господом». И начать покаяние нужно сейчас, не откладывая на потом, не изматывая свою душу утешительной ложью и обманом покаяния перед смертью - все это от лукавого, ведущего к погибели. Каяться и исправляться нужно постоянно, не надеясь на последний шанс перед смертью, и не потому, что Бог тогда не простит наши грехи (неисповедимы пути и милосердие Бога), а потому что невозможно мгновенно возненавидеть грех и очиститься от страстей, ведь ничто нечистое не может войти в рай.
Бог, продлевая годы нашей жизни, делает благое, спасительное дело – дает нам время на покаяние. Святые отцы на смертном одре просили у Бога умножить им время жизни, чтобы очиститься от грехов, хотя окружающие видели их духовное совершенство и поэтому удивлялись этому желанию. Но православные подвижники понимали, что нужно немалое время, чтобы через покаяние очиститься и обрести те богоугодные качества, которые позволят войти в Царствие Божие.
Спросим себя – начали ли мы неложный путь покаяния? Если нет, то не будем его откладывать на потом.