Вопрос: Здравствуйте! В толкованиии на отрывок из Евангелия от Иоанна, где говорится о том, что ученики Христа крестили людей (Ин 3:22, Ин 4:2) блаженный Феофелакт пишет следующее:
«Ученики Христовы крестят крещением, не имеющим ничего большего пред крещением Иоанновым, ибо то и другое несовершенно, как непричастное Духа, хотя цель обоих одна - крещаемых привесть ко Христу»
Но, вот что с другой стороны пишет святитель Кирилл Александрийский:
«Действительно, в недалеком будущем можно было ожидать появления таких (лжеучителей), которые по неразумию дерзнут утверждать, что между ними нет совершенно никакого различия и что они должны почитаться в равной мере, – или даже дойдут до столь дикого невежества, что крещение чрез Христа лишат превосходства, а крещение водой с бесстыдным нахальством поставят выше. Да, до какой дерзости не доходят и какой хулы не измышляют те, которые восстают на священные догматы Церкви и «вся правая развращают», как написано (Мих. 3:9)?»
Как понимать данный отрывок Писания? Можно выбрать тот, который ближе лично для меня?
Ответ: Приведенные Вами ссылки из Священного Писания – Ин.3, 22 и Ин. 4, 2 – говорят нам о том, что святой Иоанн Предотеча крестил ещё несовершенным крещением – крещением покаяния ещё «непричастным Духа», как сказано у апостола Павла: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Исуса (Деян. 19, 4).Толкования двух святых отец на эти стихи (Ин.3, 22 и Ин. 4, 2) – блж. Феофилакта и святителя Кирила - не противоречат друг другу, а лишь дополняют. Блаженный Феофилакт говорит о том, что крещение, совершаемое Предотечей, имело своей целью приводить ко Христу. Апостолы в начале ещё не получили заповедь: Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Эту заповедь будет дана им позднее (непосредственно перед Вознесением Господним) и тогда будет совершаться уже истинное крещение.А Святитель Кирил пишет о том, что возможно в недалеком будущем появятся некоторые лжеучители, которые дерзнут утверждать, что крещение, совершенное Предотечей, не только не ниже истинного крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа, но и даже выше него.