Каждый год, 7 апреля, ровно за девять месяцев до Рожества Христова, мы празднуем Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Об этом событии мы узнаём из Евангелия от Луки.
Через шесть месяцев после благовествования Елисавете, архангел Гавриил был послан в Назарет, в дом Иосифа, чтобы сообщить Деве Марии радостную весть о том, что именно Она станет Матерью нашего Спасителя.
Первые изображения этого события встречаются ещё в римских катакомбах. В монументальной росписи Благовещение изображалось обычно на восточной стороне предалтарных столпов. «Благая весть» в переводе на греческий звучит как «Евангелие». Поэтому этот сюжет также можно увидеть на Царских Вратах, наряду с изображением четырёх евангелистов. Также, иконное изображение можно встретить в составе праздничного ряда иконостаса.
Традиционно Гавриил, протягивающий руку в жесте приветствия, изображается слева; справа – Дева Мария. Позы Архангела и Богоматери могут меняться, в зависимости от того, что именно хочет показать в данном образе художник. Бывают изображения, в которых стремительно летящий Архангел приближается к замершей, задумчивой Деве; бывает наоборот – почтительный и трепещущий Гавриил своими словами заставляет Марию отшатнуться и взволноваться до глубины души.
В византийской и русской иконографии чаще всего Дева Мария, согласно протоевангелию Иакова, изображается за прядением пурпурной алтарной завесы для Иерусалимского храма. Святые отцы видели в этом образ соткания Богоматерию плоти Христовой. По другим же церковным преданиям, Ангел застал Деву Марию за чтением книги пророка Исаии. В иконографии этот сюжет был больше распространён на западе.
Наша икона происходит из праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире. Из сохранившихся документов мы знаем, что этот собор расписывали Даниил Чёрный и Андрей Рублёв. Возможно, один из художников участвовал в написании иконы Благовещения.
Благовещение. Из праздничного чина Успенского собора во Владимире, 1408, Московская школа письма.(1)
Архангел Гавриил парит, почти не касаясь земли. Левой рукой он держит посох; правая в жесте приветствия обращена к Деве Марии. Она сидит на престоле, на подушках; ногами она опирается на подножие. Архитектурный фон и перекинутый с одного здания на другое алый велум дают нам понять, что действие происходит в помещении.
Образ написан в неярких, чуть приглушённых тонах. При этом краски иконы удивительно чистые – особенно это видно на велуме и драгоценно-зелёном, переливающемся разными оттенками плаще архангела. Бардово-вишнёвый мафорий Богоматери, как и зеленовано-коричневые крылья Гавриила, оттенён золотым ассистом.
Лики, написанные очень тонко и мягко, с почти неразличимыми, сплавленными переходами, очень напоминают работы преподобного Андрея Рублёва.
Ещё колышутся от ветра складки одежд Архангела. Мы словно слышим замерший в воздухе глас приветствия: «Радуися Обрадованная, Господь с Тобою, благословена Ты в женах!» Гавриил внимательно и даже грустно глядит на Деву Марию. От Её ответа зависит судьба всего человечества.
Лик Богоматери сосредоточен. В глубокой задумчивости Она размышляет – что бы могло значить это странное приветствие?
Конечно, для Неё эта весть была в высшей степени удивительной и непонятной. Но Она показала пример смирения и покорности Богу, ответив: «Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему» (Лк 1:38).
Сверху, из несохранившегося небесного сегмента, на неё спускается луч света, подтверждая слова архангела – «Дух Святыи найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя» (Лк 1:35).
Художнику удивительно удалось передать ощущение вневременности события. Ведь Благовещение - реальный исторический момент, произошедший в определённом месте и времени. Но фигуры замерли в золотом пространстве Божественного, где нет начала и конца, времени и пространства; событие было в прошлом, происходит на наших глазах, и будет всегда. Печальный архангел знает, что возвещает Деве Марии не только радость, но и грядущую скорбь страданий Христовых; когда же смотришь на лик Богородицы, видишь Её спокойствие и уверенность в Божием промысле – тоже наполняешься покоем, и обретаешь уверенность в том, что за Распятием обязательно наступит Воскресение.
Святые отцы нередко сравнивают Богоматерь с Евой. Одна воспротивилась воле Бога, другая – показала пример покорности; через одну пришёл в мир грех, через другую – Спасение; через Еву пришла смерть, через Деву Марию – жизнь.
Тропарь, глас 4:
Днесь спасению нашему начаток, и вечней тайне явление. Сын Божии, Сын Девыя бывает. И Гавриил радость благовествует. Тем и мы с ним Богородице возопием, радуися, Обрадованная, Господь с Тобою.
Кондак, глас 8:
Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем ти раби Твои Богородице. Но яко имущи державу непобедимую, от всяких нас бед свободи. Да зовем Ти, радуися Невесто неневестная.
Автор - Мария Чекушина