Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа.
Великий князь Киевский Владимир продолжил дело своих предшественников по объединению различных славянских племен в единое Русское государство. Однако в историю России и Православной Церкви он вошел в первую очередь как просветитель древнерусского народа святым крещением. Именно в его правление произошло массовое обращение жителей Киевской Руси в христианство.
Жизнь крестителя Руси Киевского князя Владимира можно разделить на две части. Первую ее половину князь был язычником и оставил о тех временах не самую лучшую память у своих подданных, но позже, приняв христианство, он полностью изменился. И перемена эта была поистине чудесна.
Будущий правитель Киевской Руси родился около 962 года в селении Будутина Весь под Киевом. Он был сыном князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги. После рождения Владимира отобрали у матери, воспитан он был при дворе Ольги. Из-за того, что его княжеское происхождение было неполноценным, в детстве и юности Владимира часто звали «робичичем», то есть сыном рабыни, что явно задевало его самолюбие.
В 969 году, перед военным походом на Дунай, князь Святослав разделил свои владения между сыновьями. Старшему из них, Ярополку, достался Киев, другому сыну, Олегу – земля древлян, а Владимир отправился в Новгородскую землю. Эта область досталась княжичу неспроста. По совету Добрыни, дяди Владимира по
материнской линии, прибывшие в Киев новгородцы сами попросили молодого князя себе в правители.
После того как в 972 году Святослав погиб, Ярополк и Олег развязали междоусобную войну. Ее результатом стала гибель Олега. Владимир на время бежал «за море» – как предполагают историки, в Скандинавию или Прибалтику, однако вскоре вернулся с наемниками и начал войну против Ярополка. В результате сговора с одним из слуг своего брата Владимир убил Ярополка и завоевал право княжить в Киеве.
Как отмечают летописцы, в то время язычник Владимир отличался жестокостью, злопамятством и порочностью. Только официально у него в это время было пять жен. Помимо этого, согласно летописям, у Владимира были сотни наложниц, в том числе из Чехии и Болгарии. Князь был убежденным язычником. Вскоре после восшествия на Киевский престол он устроил на холме близ своего дворца пантеон идолов, то есть поставил изваяния языческих богов – Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. В 983, году в правление Владимира, в Киеве были убиты варяги-христиане – Феодор и его сын Иоанн, которые стали первыми мучениками за веру на Русской земле. В то же время Владимир проявил себя как мудрый правитель-государственник. В частности, он совершил несколько успешных военных походов на запад и восток, подчинил племена радимичей и вятичей, присоединил к Руси «Червенские города», то есть Волынь.
В попытках укрепить единую власть на территории всего древнерусского государства князь пытался ввести единый культ бога Перуна. Но языческая реформа Владимира была неудачной, так как у каждого из племен были свои боги, в том числе и главное божество.
И Господь готовил ему иное поприще. Где умножается грех, там, – по слову апостола, – преизобилует благодать. «И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостиве око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского
прельщения, да взыщет Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое».
Еще в детстве Владимир познакомился с христианством, так как его бабушка, княгиня Ольга, крестилась сама и распространила новую веру при своем дворе. Но свой собственный осознанный выбор в пользу Христовой веры князь сделал в 988 году, когда принял крещение. О том, что выбор Владимира был не просто формальностью (как это было со многими его современниками), а серьезно затронул его внутреннюю, духовную жизнь свидетельствуют дела, которые князь совершил, став христианином. Летописцы отмечают, что после крещения Владимир разительно и быстро изменился. Сложно сказать, что за чувства испытывал он и какие мысли подвигли его к крещению – заглянуть в душу человека всегда непросто. Но со стороны случившееся выглядело как чудо. Князь распустил свой многочисленный гарем, стал жить в полноценном христианском браке со своей супругой, царевной Анной. Он возвел церковь Пресвятой Богородицы (также называемую Десятинной) на месте убиения христиан-варягов Феодора и Иоанна. Можно сказать, что князь совершил публичный акт покаяния за свое прошлое – весьма серьезный поступок, на который отваживались немногие правители.
Вообще отношение к жизни и смерти у Владимира изменилось в корне. Раньше князь мог убить своего врага, не задумываясь – а теперь, став христианином, опасался казнить даже преступников. Владимир стал активно творить дела милосердия. Так, он повелел, чтобы всякий нищий и больной приходили на княжеский двор за едой, питьем или деньгами. Узнав, что многие не могут сами дойти до дворца, князь приказал снарядить специальные телеги со снедью и питьем, которые ездили по городу, насыщая нуждающихся.
После своего крещения князь Владимир решил обратить в новую веру и весь свой народ. Это сказалось на многих сторонах жизни его подданных. В первую очередь, христианство меняло нравственные, моральные ориентиры славян. Вместо грубости и
жестокости язычества оно учило людей любви, милосердию, жертвенности. Также благодаря новой вере на Руси произошли изменения, касающиеся культуры и образования, ведь с христианством к славянам пришли письменность, литература, искусство и многое другое.
В 989 году Владимир начал массовое крещение руссов. По его приказанию было разрушено языческое капище на холме перед дворцом. Идолы были изрублены, сожжены, а главный из них – идол бога Перуна – сброшен в Днепр.
Крещение жителей Киева произошло в водах реки Почайны – притока Днепра. Совершили таинство священники, которых Владимир привез с собой из города Корсунь, а также те, кто прибыл на Русь в свите его законной жены-христианки – византийской царевны Анны. Однако христианизация Руси не произошла в один момент, на это потребовалось несколько веков. Изначально новая вера распространилась в Поднепровье и ряде княжеских городов. Да и там христианство активнее принимали представители знати, а вот среди простого народа оно утверждалось медленнее.
В некоторых частях княжества, как, например, в Новгородской земле, происходили даже конфликты между представителями власти – христианами и духовными вождями язычников. В Северо-Восточной Руси христианство, вероятно, появилось только в XI веке. При Владимире же на Руси была образована Киевская митрополия, которая стала частью Константинопольского патриархата. Первым иерархом Киевским был митрополит Михаил (988–991).
Что касается государственной политики, князь Владимир и после крещения продолжил централизацию власти вокруг Киева. В конце X – начале XI вв. он вел продолжительную борьбу с главными врагами Руси печенегами – степными кочевниками. Для отражения их нашествий он построил по южным границам Руси «засечную черту» – города-крепости, которые все вместе образовали своего рода пограничные заставы, соединенные между собой мощным земляным валом. Также он совершил ряд походов на запад и
заключил мирные договоры с соседними государствами – Польшей, Чехией, Венгрией. Для укрепления власти внутри государства князь поставил в главнейших городах своих сыновей: в Новгороде – Вышеслава, в Полоцке – Изяслава, в Ростове – Ярослава и так далее. Князь также стремился просвещать подданных, следил за развитием образования. По его повелению из лучших семей дети направлялись на обучение грамоте. Таким образом, за пару десятков лет на Руси выросло совершенно новое поколение образованных людей.
Просветитель Русской земли скончался 15 июля 1015 года в сельце Берестове недалеко от Киева. К сожалению, вскоре после его смерти на Руси разгорелись междоусобные войны между его сыновьями. Народное почитание князя Владимира как святого началось уже с XI века. Люди прозвали его Владимир Святой, а ласково – Владимир Красное Солнышко. Однако официально его канонизировали позже, первые достоверные сведения об этом относятся только к XIV веку. За труды, направленные на просвещение языческих славянских племен светом Христовой веры, князь был прославлен в чине равноапостольного святого.
Православных христиан-старообрядцев особо почитают св. равноапостольного князя Владимира потому, что во время правления князя Владимира и крещения Руси русская Церковь приняла именно ту древнюю апостольскую веру, которую унаследовала и содержит поныне Русская Православная Старообрядческая Церковь. Она хранит заповеданное во времена князя Владимира двуперстное крестное знамение, трехпогружательное крещение и знаменное пение, услышав которое в Византии, послы русского князя не могли понять, на небе они или на земле.
Память равноапостольного князя Владимира православная Церковь отмечает 28 июля (15 июля по старому стилю).
Святые князья Владимир, Борис и Глеб. Москва (Ростовская традиция). Конец XV – начало XVI века. Дерево, левкас, темпера.
Размер – 84 х 71,5 см.