Вопрос: "Все таинства совершаемые недостоныйм священнослужителем действительны или нет?" блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский отвечает, что "благодать действует, ради спасения обращающихся к нему". Таким образом и "рукополагаемые ими [недостойными, но законно получившими священнодействовать] рукополагаются; разрешаемые от грехов, или связываемые, разрешаются, или связуются, и все, совершамые ими таинства, — действительно таинства".

Однако, преподобный Симеон Новый Богослов в своем "Послании об исповеди" говорит следущее:

"Итак, ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, — патриархам, говорю, митрополитам и епископам, — просто так, только из-за рукоположения и его достоинства, не дается от Бога отпускать грехи — да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать, но думаю, что и это — не многим из них, — чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла, — а только тем, кто из священников, архиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников Христа за чистоту".

То есть власть, чтобы отпускать грехи не дается по рукоположении, а только тем кто может быть причислен к лику учиников Христа.

Как понять и соотнести эти высказывания двух святых?

Ответ: Некое противоречие у данных святых отец есть.
Преподобный Симеон Новый Богослов в этом же «послании об исповеди» пишет: «С тех пор, как воспринявшие престолы апостолов оказались плотскими, сластолюбивыми, славолюбивыми и склонными к ересям, оставила их божественная благодать, и власть эта отнята от таковых…». О таких именно священнослужителях говорит преподобный, о «склонных к ересям». А как известно, Святой Дух от еретика священника никакие таинства не совершает.

Но ни эти слова преподобного вводят некое противоречие, а следующие:
«Поэтому так как они оставили все другое, что должны иметь священнодействующие, одно только требуется от них — хранить православие. Но думаю, что и это они не [соблюдают]; ибо не тот православный, кто не вносит новый догмат в Церковь Божию, но тот, кто имеет жизнь, согласную с правым учением…». То есть преподобный Симеон совершенно справедливо говорит, что мало исповедовать веру нерушимо – нужно иметь жизнь соответственную вере, ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26).

Блаженный Симеон же проводит такую мысль, что священник, исповедуя Христову веру нерушимо (догматы, вероучение), но при этом ведя жизнь не вполне согласную с учением Христа, то есть совершает грехи, не дозволяющие ему служить, вполне совершает священные таинства благодатью Святого Духа «ради спасения обращающихся к нему».

Итак, чтобы разрешить данное противоречие древних отец предлагаю приступить к третей стороне – к трубе Святого Духа, столпу православной веры, проповеднику покаяния – святителю Иоанну Златоусту: «Скажи мне: если ты, получив рану, придешь в лечебницу, то неужели, вместо того, чтобы прикладывать лекарство и лечить раны, ты станешь узнавать о враче, имеет ли он рану, или не имеет? И если он имеет, то заботишься ли ты об этом? И потому, что он имеет ее, оставляешь ли ты свою рану без врачевания и говоришь ли: ему, как врачу, следовало быть здоровым, но так как он, будучи врачом, сам не здоров, то и я оставляю свою рану без врачевания? Так и здесь: если священник нехорош, будет ли это утешением для подчиненного? Нисколько. Он получит определенное наказание; получишь и ты должное и заслуженное… Он нехорош? Но, скажи мне, что из этого? И хороший разве сам сообщает тебе великие блага? Нет; все совершается по твоей вере. И праведный не принесет тебе никакой пользы, если ты — неверующий; и нечестивый нисколько не повредит тебе, если ты — верующий. Бог действовал и чрез волов при кивоте, когда хотел спасти народ Свой (1 Цар.6). Разве жизнь священника, или добродетель его может совершить что-нибудь подобное? Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели; все происходит от благодати…» (Толкование на второе послание к Тимофею, Беседа 1).

Всё же, в заключении, хотелось бы сказать о послании святого Симеона. Основная идея послания заключалось на попытке ответить на поставленный перед ним вопрос: «Позволительно ли исповедовать грехи некоторым монахам, не имеющим священства?». Отвечая, он затронул немало важную проблему о нравственном состоянии духовного отца. Преподобный всячески подчеркивает, чтобы тот, кого мы изберем себе в духовники имел жизнь, соответствующую заповедям Божиим и научил бы на своем жизненном примере вере Христовой.
Простите Христа ради.

Диакон Василий Андроников