У святителя Иоанна Златоуста очень четкая позиция, которая просматривается во многих его творениях, а именно: еретические учения надо со всякой силой отвергать и проклинать, но самих еретиков ни в коем случае. Это мы видим в его «Слове о проклятии»:
«Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении».В этом же слове он называет и причину, почему нельзя проклинать людей (кто-бы то ни был). Святитель говорит, что проклиная человека, тем самым мы похищаем власть Сына Божия судить людей: «Но кто ты, присваивающий себе такую власть и великую силу?», — говорит Златоуст.
Эту же мысль можно увидеть и в его «Слове о Любви». Здесь он увещевает любить всех без исключения людей. В связи этим задаётся такой вопрос: «Что же, скажешь, неужели не должно ненавидеть даже врагов и язычников? Должно ненавидеть, но не их, а учение их, не человека, а порочную деятельность и развращенную волю. Человек - дело Божие, а заблуждение - дело диавола».Зная такую позицию святителя Иоанна, я прочитал чин отречения от никонианской ереси. Там говорится, что отрекающийся проклинает патр. Никона и его учение. То есть проклинается конкретный человек, проклинается «дело Божие». Как это можно соотнести со словами святителя, когда он призывает нас «молиться об их спасении», а мы вместо этого проклинаем их (патр. Никона и его последователей)? Мы всё-таки проклинаем (и отрекаемся от) ереси и нововведения или человека?
Ответ: Чин отречения от никонианской ереси составлен согласно слов Господа нашего Исуса Христа: Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих (Лк. 17,1-2) и ещё: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные, по плодам их узнаете их (Мф. 7, 15—16).
Действительно каждый человек – есть дело Божие, и мы, частным образом, согласно учению святителя Иоанна Златоустого, не имеем права судить человека (тем более проклинать). Это решение – о проклинании начальника ереси принимали святые отцы, которые собравшись убедились, что данный человек искажает учение Христово и учит не право.
Например, 7-ое правило III Вселенского собора гласит, как следует хранить неповреждённой никейскую веру: «Епископ, проповедующий другую веру, кроме Никейской, лишается епископства, а мирянин изгоняется из Церкви. Тот, кто, кроме веры, составленной святыми отцами, собравшимися в Никее, предлагает иной нечестивый символ на развращение и на пагубу обращающихся к познанию истины из эллинства или иудейства или от какой бы то ни было ереси, если мирянин, должен быть предан анафеме, а если епископ или клирик, должен быть лишён епископства и служения в клире» (толкователь Аристин). То есть предается анафеме (проклинается) конкретный человек извративший учение Христовой Церкви.
Относительно патриарха Никона: хотя его лично никаким собором не судили, однако он осуждается и проклинается (на основании 15 правила Двукратного собора), так как он стал учить ереси уже давно осужденной от прежде бывших святых отец (постановления Стоглавого Собора, чин принятия от яковит и 1-ое правило VII Вселенского собора и 91 и 92-е правила святителя Василия Великого). Как-то о крестном знамении, об изменении церковных уставов и чинопоследований, тем самым извратив Священное Предание Церкви.
Таким образом, при приходе в Церковь Христову, именуемую старообрядческой, мы проклинаем и ересиарха (начальника, учителя ереси) и его учение, потому что так нам передали святые отцы, в которых действовал Святой Дух.
Так и святитель Иоанн Златоуст подтверждает: «Знаю я многих, говорящих в защиту еретиков, что и их создал Бог (помимо Бога, говорят, ничто не может быть): не разумеют они ни того, что говорят, ни того, на чем утверждаются. Что каждого из нас создал Бог — этого не отвергаю вместе с ними и я, но Он создал нас на дела благие, чтобы мы в них совершенствовались и делались чадами Божиими по правой вере…
Так, желая научить, как будущие предстоятели церквей должны относиться к еретикам, Он сделал бич из веревок и, войдя в храм, изгнал всех оттуда, вытолкал и преследовал их со словами: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). Слушайте же, предстоятели церквей! Прекрасный образец для подражания дал вам Спаситель: последуйте стопам Его, неусыпно и бдительно охраняйте свое стадо и отгоняйте от него волков. Затем, изгоняя вон всех, очевидно — противомыслящих, и предрекая конец, истребление и уничтожение всех противомыслящих в будущих родах, Он сказал: «се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38). Видишь, как оправдались Его слова? Враги и недоброжелатели Церкви, т.е. еретики, в каждом поколении предавались гибели, по слову Господа, сказанному Им: «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15:13)…» (Слово о лжепророках, и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего).
Диакон Василий Андроников