В октябре месяце, 15го числа (или 2го по старому стилю) совершается память . В старообрядческих календарях стоит приписка: "им молятся о сохранении от злых чар". Хотелось бы узнать, о каких "злых чарах" идёт речь? Христианство не признает наличие и не верит в чары, магию и порчу, но верит в Бога, единого в трёх лицах.

Ответ: Корень в решении вопроса лежит в слове «вера» или «верить».
Конечно, Святая Христова Церковь верит в Единого Бога в Триех Лицах, а «верит», значит исповедует, считает истинным источником спасения. Так вот в этом смысле мы, то есть православные христиане старообрядцы, не верим в колдовство чары и магию, то есть не исповедуем, не считаем колдовство спасением, не какой-либо защитой. Но само по себе колдовство мы не можем отвергать, как не можем отвергать существование лукавых духов – бесов, так как и Священное Писание свидетельствует о волховании (колдовстве): Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого (Деян. 8, 9). Но сила Божия превыше всего.

Господь благоволил у святых своих иметь особую благодать об избавлении тех страстей, коих сам святой при жизни победил. Так преподобной Марии Египетской мы молимся от блудной страсти, так как эта святая в своей жизни победила эту страсть. Святому мученику Внифантию мы молимся от винного запойства, так как он в своей жизни прошел через эту греховную страсть и победил её.

Аналогично и здесь в случае с житием святого священномученика Киприяна и святой мученицы Иустины, житие святого пишет: «Святой Киприан был язычник, родом из Антиохии. Еще в раннем детстве отдан был нечестивыми родителями в служение языческим богам. С семи лет до тридцати Киприан обучался в крупнейших центрах язычества - на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, был посвящен на Олимпе в жрецы. Обретя великую силу призывания нечистых духов, видел самого князя тьмы, беседовал с ним и получил от него полк бесов в услужение…». И вот после всего этого он Божиими судьбами пришел в веру Христову и даже сподобился принять епископский сан и мученическую смерть.

Итак, злые чары существуют, как и лукавые духи их сотворяющие, но они не причиняют никого вреда тем христианам, которые право веруют в Господа нашего Исуса Христа и ограждаются постом и искренно молятся, как святая мученица Иустина, которая силой Божией победила все бесовские чары, и они ей не причинили никого вреда.

Святии священномучениче Киприане и мученице Иустино молите Бога о нас! И избавите от всякого навета лукавого!

диакон Василий Андроников