Вопрос: Я заметил что есть расхождение о том как правильно изображать на себе крест. Нынешняя традиция гласит, что мы полагаем персты на лоб, потом на живот, на правое и а левое плечо. Подтверждение тому есть и на сайте РПСЦ: http://rpsc.ru/history/drevlepravoslavnie-tradicii/kr. Однако, согласно постановлениям Стоглавого собора (электронный доступ по ссылке: http://sidashtaras.ru/img/dejania_stoglava_1551.pdf), а именно, согласно 31 и 32 главам говорится, что воображать крестное знамение следует сначало на чело (лоб), потом "на перси, сиречь на сердце" (31я глава), потом правое плечо и левое плечо. 32я глава говорит о том же, а именно, что после лба персты полагаются на "перси", т.е. на грудь, а не на живот как мы привыкли это делать сегодня.

Разъясните пожалуйста это расхождение и как правильно креститься православному христианину.

Ответ: На самом деле практически все древнерусские памятники свидетельствуют о том, что подобает класть крестное знамение на живот (на пуп). Вот некоторые из них: Преподобный Максим Грек в «слове о крестном знамении, имже мы знаменуемся» пишет: "Протяжением же долгаго и средняго, сшедшася два естества в Христе, сиречь, Самого Спаса Христа исповедуем совершена Бога, и совершена человека во двою существу и естеству веруемаго и познаваемаго. Положением же перст на челе, исповедуем два некая сия, яко от Бога и Отца родися, яко же и наше слово от ума происходит, и яко свыше сниде по Божественному слову глаголющему, преклони небеса и сниде. А положением перстей еже НА ПУПЕ, снитие его еже на земли, еже во Пречистей утробе Богоматере безсменно зачатие его, и девятомесячное обитание вселение, явственне возвещаем. А обвожением еже оттуду всея руки на десную и на левую страну, ясне образуем хотящии изнестися горький ответ он от праведных, стоящих одесную Судии, на нечестивых и грешных, по Спасову Божественному гласу, глаголющу к противящымся и непокаряющымся июдеом. "

Книга «Старчество» пишет: «Возлагаем руку свою прежде на чело, потом НА ПУП и на правое рамо и на левое» (Слово 11).

Известный памятник начала XVII века «Сын Церковный» свидетельствует о крестном знамени: «Неспроста это, но исполнено великого таинства: когда сложишь большой перст, называемый палец, с двумя меньшими, с последним и предпоследним, [то] это знаменует образ таинства и пребезначального существа нераздельной Троицы: Отца, и Сына, и Святого Духа. А когда сложишь, наклонив, средний перст с указательным, то означает два естества во едином составе, Божество и Человечество, поэтому [два перста] полагаются на лоб и сводятся на грудь и ДО ПУПА, а знаменует это то, что Бог Слово снизошел на землю и воплотился от Девы Марии, и жил с людьми на земле, и претерпел страдание ради нас и ради нашего спасения; [положение перстов на правое плечо знаменует то, что Он] вознесся на небеса и сел справа от Отца, и [то, что] во второй раз [Он] придет на землю, [чтобы] судить живых и мертвых, и воздать каждому по делам его. [Это также] указывает на Царство Небесное [для тех, кто в день Страшного Суда встанет] справа [от Него]; а когда переведешь руку на левое плечо, то это показывает, что грешники встанут слева и будут посланы в муку вечную…» (глава 84. «О кресте, который носим»).

Так трудами Богословского старообрядческого института в Москве в 1913 году была издана книга «Учение о богослужении Христовой Церкви (старообрядческой)», где мы встречаем следующие слова: «…Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. на лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последняя времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек». Когда же полагаем персты НА ЖИВОТ, то этим обозначаем, что во утробе Пресвятой Богородицы осенением Св. Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наша, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших…»

Относительно постановления Стоглавого собора в 31 главе можно сказать, что анафемой ограждалось по сути само двоеперстие. А как налагать персты на теле – видимо были разные традиции в Русской Церкви: где-то на перси, где-то на пуп. Но в Церкви утвердился более последний обычай, что подтверждает и ученый монах преподобный Максим Грек и практика последних лет и другие выше перечисленные памятники.

Диакон Василий Андроников