«Никто не остался бы язычником,
если бы мы были христианами, как следует»
святитель Иоанн Златоуст
В последнее время все более актуальной становится тема общения старообрядцев в сетевом пространстве. Грубое, пренебрежительное отношение к инославным бытует на просторах социальных сетей. Правильно ли это? Так ли подобает относиться христианам к иноверным? Размышление на эту тему предлагается в этой статье.
Проводя часть своего времени в Интернете, зачастую мы сталкиваемся с людьми, которые имеют другие религиозные убеждения. Иногда они говорят явную клевету на Церковь Христову, на священноначалие или мирян. Как же сложно иногда удержаться от ответа таким людям! И перед нами встает выбор: ответить на этот выпад или не ответить? Если ответить, то как?
Два пути
Допустим, мы ответили ему, что он — еретик, грешник. Посмеемся над его невежеством, разразимся ругательствами. Но что хорошего из этого выйдет? Может быть, человек осознает свою неправоту? Раскается в написанном? Заинтересуется Христовой верой? Возьмем на себя ответственность сказать: нет, из такого ответа ничего положительного не возникнет.
Посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Пусть мы написали сообщение. В нем мы спокойно ответили на обвинения, указали на неточности в его позиции, любезно предложив человеку проверить свои данные. В заключение попросили прощения у собеседника, и уверили его, что желаем вести конструктивный и мирный диалог. Опыт показывает, что второй вариант ответа лучше во всех отношениях. Если человек в здравом уме и трезвой памяти, он не будет продолжать поносить нас. Этот ответ, возможно, даже удивит вашего оппонента: ведь он интуитивно ожидал другой реакции а, возможно, и имел уже подобный опыт.
Этот ответ должен быть, конечно же, незлобив, мы должны уметь говорить с инакомыслящими с любовью, поминая, что сказал Господь наш Исус Христос: «Не хощу смерти грешника, но якоже обратитися (ему от неправедного пути своего) и живу быти ему» (Иез. 33:11). Бог Слово всей своей жизнью показывал нам, как надо относиться к заблуждающимся и грешным: Он не гнушался самарянкой, ел, пил с мытарями и грешниками.
Наш ответ может сыграть очень большую роль. В одном случае он может оттолкнуть человека насмешкой, обвинением или ругательством. В другом случае, человек может изменить свое мнение, встретив доброжелательное отношение и любовь.
Как же правильно отвечать?
Перед вступлением в беседу (или диалог) надо чётко для себя определить цель этой беседы, надо задать себе вопрос: «Какой результат я ожидаю получить?». Если почувствуем, что в этой беседе «мирный конец» не предвидится, то несомненно лучше не начинать ее вовсе (или прекратить вскоре после начала) и помолиться за себя и за собеседника - этим мы принесем куда бóльшую пользу и ему, и себе.
Но если мы все-таки решили ответить, нам необходимо придерживаться определённых правил в общении. Это не только воздержание от употребления нецензурных выражений, но и культурное общение с любым человеком, вне зависимости от его взглядов.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание — это недопустимость использования бранных выражений не только в отношении людей, но и их религии. Безусловно, будет правильным обличать и опровергать еретические взгляды других, но делать это лишь в том случае, когда того требует ситуация, и именно в таком ключе, чтобы не обидеть и не раздражить оппонента, но мягким и доступным способом показать ему неправоту его взглядов. Об этом говорит преподобный Исаак Сирин: «Никого не раздражай и никого не ненавидь, ни за веру, ни за худые дела его» («О Боге и человеке»).Хотелось бы отметить, что вступая в полемический разговор с человеком иной веры, будет хорошим тоном обсуждать суть проблемы, не переходя при этом на личности и их проступки. Это важно по двум причинам: во-первых, если мы так делаем, то это показывает нашу слабость, а во-вторых только усугубляет конфликт и это становится поводом к оскорблениям.
Такие вещи называются простым этикетом и к ним можно (и нужно) прислушиваться и в повседневной жизни. К этому относятся и такие особенности как вежливость (например, поздороваться в начале беседы) и культурность в общении (например, называть незнакомого собеседника на «Вы»).
Не лицемерие, но снисхождение
Но не подумайте, что таким доброжелательным и кротким отношением к инославным вы поощряете их заблуждение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не еретика, а ересь, не человека, но заблуждение ненавижу».
В Священном Писании есть отличный пример проповеди апостола Павла, который, придя в Афины к закоренелым язычникам, похвалил их за особую «набожность» (Деян. 17:22)! Если быть до конца честным, то Апостол обратился к ним следующим образом: «Мужiе Аѳинéйстiи, по всемý зрю́ вы́ áки благочести́выя, перевод: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны». То есть апостол их похвалил за «как бы набожность». И именно ревность язычников и послужила начальной точкой для проповеди апостола в ареопаге. Так же и мы, подражая этому светилу Церкви, можем начинать наши беседы не со слов «еретик, покайся!», но с более умеренных слов, например: «Я вижу Вы умный человек и хотите во всем разобраться, давайте вместе порассуждаем о Ваших аргументах и доберемся до истины».
Глупо было бы ждать, что итогом каждой беседы будет слезное раскаяние собеседника, который на коленях придёт просить у вас прощения. Но обозначим целью показать имя христианина с хорошей стороны, чтобы люди были благодарны за разговор. Постараемся сделать так, чтобы наши собеседники могли сказать: «С таким человеком приятно разговаривать. Я много нового от него узнал».
Если с сегодняшнего дня все мы станем относиться к иноверным так, то без сомнения внесем свою скромную лепту в дело проповеди веры Христовой.
чтец Василий и Иоанн