Повестку дня состоявшемся 3 марта 2016 года в Московском Доме национальностей круглом столе «Актуальные проблемы старообрядчества
Увы, то, что старообрядческие храмы и церковная утварь часто передаётся не по «адресу» - в РПЦ – абсолютно не новость. И, что в обществе довольно распространено суеверие: старообрядцы – это раскольники, сектанты, почти еретики, – тоже. Последнее - не удивительно, ибо оное идеологическое «клише» культивировалось слишком уж долго. Также, весьма показательна некрасивая история, случившаяся в 2005-2012 гг. во время кампании по переселению старообрядцев из Латинской Америки в России: многие из них тогда порядком «хлебнули» лиха, а кое-кто даже вернулся назад [1].
Поэтому, озвученная на круглом столе, задача по возвращению старообрядцев, проживающих за рубежом, видится не слишком – то и актуальной, ибо принимающее общество всё равно не готово к массовому переселению, да и экономические условия сейчас куда менее благоприятны, чем ещё в несколько лет назад. Хотя замысел понятен – раз по сравнению с началом XX века количество старообрядцев уменьшилось в десятки раз, а многие толки исчезли вовсе, то новое увеличение количества староверов весьма и весьма желательно. Особенно на фоне роста численности членов некоторых других, не православных религиозных групп и сомнительных сект.
Тут очевиден следующий путь – привлечение неофитов как из числа лиц находящихся в «духовном поиске», так и формально – верующих из других конфессий. И, возможные обвинения в прозелитизме в последнем случае беспочвенны – ибо формально – верующих лишь «симпатизируют» тому, или иному религиозному направлению, активной церковной жизни не ведут, часто причисляя себя к некой конфессии лишь в ходе социологических опросов, или переписи населения.
Здесь главная проблема в следующем - достоверной информации о старообрядцах, особенно с мирской позиции, всё-таки недостаточно. В частности - аналитического характера. Из-за чего устойчивой картины «Старообрядческо
I.
Одно, достаточно часто распространённое среди грамотной публики заблуждение относительно старообрядчества заключается в том, что протопоп Аввакум защищал не древнее православие, а «привычное» на тот момент, что отнюдь не одно и то же [2]. И, мол, русские переводы служебников XIII–XIV вв. были очень красивы, но менее точны, нежели подлинники IV–V вв., из-за чего патриарх Никон и выписал из Венеции лучшие издания греческих текстов по патристике, издаваемые братьями Альдами, для сверки как образцы [там же].
Между тем, если опустить явно напрашивающуюся конспирологическ
А, посему, выписанные Никоном издания по патристике были отнюдь не «лучшими», а лишь ранне-католическ
Второй, несколько сомнительный тезис: современное старообрядчество – это не более чем «обломок истории», ветхий памятник истории и культуры, фрагмент Московской Руси. Конечно, некое зерно горькой правды здесь есть. Однако, если бунты и восстания (1667-1682 гг.) можно рассматривать как некую православную контрреформацию, то активное участие купцов-старообря
Сейчас, увы, «уже нет той экономической мощи, которой обладало старообрядчество в начале ХХ века» [5] - тут ведущий круглого стола профессор Михаил Шахов совершенно прав. Однако особенности текущего момента открывают перед старообрядцами заманчивую возможность иметь национально-куль
И, предвидя возможные обвинения в провоцировании сепаратистках настроений, сразу следует отметить, что национально-куль
II.
Наличие национально-куль
Как не странно, наиболее узнаваемые на Западе персонажи, которые ассоциируются там с русским православием – это, отнюдь, не равноапостольный князь Владимир I Креститель, или даже патриарх - «реформатор» Никон. А, например, такая противоречивая личность, как «старец», «мистик», целитель и друг царской семьи Григорий Распутин. Тот самый, что ещё при жизни обвинялся в хлыстовской ереси, блуде, работе на немецкую разведку, и дискредитации самодержавия.
Чуть менее «экранизирован» другой, фактически мифический персонаж – канонизированная в 1981 году дочь Николая II, Анастасия, которая, якобы чудесным образом избежала гибели в подвале дома Ипатьева. И хотя, уже давно доказано, что подобного не могло быть, а за спасшуюся великую княжну выдавали себя разные многочисленнее самозванки – незамысловатый сюжет до сих пор кочует из фильма в фильм, включая анимационные.
Очевидно, что на «культурно – идеологическом» фронте православную Россию должны представлять совершенно другие исторические фигуры, причём без вышеупомянутых проблемных моментов в биографиях.
Например, «огнепальный» протопоп Аввакум, 400-летие со дня, рождения которого будет отмечаться в 2020 году, или русская Жанна д’Арк – боярыня Феодосия Морозова. Конечно, хорошо, что в 2011 году Николаем Досталем был поставлен сериал «Раскол», где действуют эти персонажи. Однако этот 20-серийник был рассчитан, в первую очередь на местную российскую аудиторию. И за пределами бывшего СССР особо широкого распространения не получил. Тем более, что для раскрытия темы этих монументальных личностей одного фильма всё-таки мало будет. А, значит, поводов для самоуспокоения быть не может.
И тут обнаруживается новая проблема, озвученная на круглом столе, что отсутствие живого интереса к старообрядцам и их проблемам объясняется немногочисленнос
На данную проблему можно посмотреть под иным ракурсов: если «мирские» СМИ не спешат освещать события старообрядческой жизни, может, следует иметь свои собственные старообрядческие средства информации? Ведь уже есть опыт: в Самаре – выходит газета, крупнейшие согласия и Культурно-Паломн
Также, если есть газета и радиостанция, то почему, в перспективе, у старообрядцев не может быть и телеканала?
Ещё на круглом столе была озвучена идея проведения научно-практичес
Общий вывод: главная проблема взаимоотношения старообрядцев и общества – это, образно говоря, выбор «оптимальной дистанции». Причём, как следует из исторического опыта, обе крайности мало чего хорошего дают в позитиве.
Неприятие событий первой половины XX века вынудило многих старообрядцев уйти в самоизоляцию, вплоть до бегства в тайгу. В результате, их потомки сохранили свою религиозную идентичность, но исходную численность общин – нет.
В противоположност
Сейчас, сближаясь с обществом, старообрядцы сами должны определиться, что для них из мирской жизни абсолютно не приемлемо, что может быть использовано, но с оговорками, а что - перенято без колебаний. Во благо старообрядчества и России.
В. Воронов.
30.03.2016.
Ссылки:
1. Е. Петухова. Староверы сбежали из новой России.
http://www.mk.ru
2. Л. Гумилёв. Этногенез и биосфера Земли. Стр. 173.
http://www.ezobo
3. Раскол церкви (православной, католической, великая схизма).
http://apologeti
4. Символы – крест.
http://teosofia-ru.livejournal.com/7415.html
5. С. Коршунов. Новые проблемы «древлей» веры.
http://www.ng.ru
6. Лица России. Поморы.
http://yarodom.l
7. Д. Урушев. Живые и мертвые. Услышит ли современное общество голос староверов?