Читая житие преподобных Петра и Февронии (память 25 июня по ст.с.), некоторые христиане могут прийти в недоумение почему жизнь этих святых ставится в пример благочестивой семьи. Конкретно их смущает эпизод с первым знакомством Петра с Февронией. Князь Петр сильно заболев, искал как излечиться от недуга, и по прошествии некоторого времени нашел Февронию. В начале она сказала, что "награды никакой от него не требует", однако сразу же поставила условие, что пока он не станет её мужем, она не может его вылечить. Некоторые христиане смущаются этими словами со стороны Февронии и делают вывод, что брак, построенный на вымогательстве, шантаже и "условиях", а не на искренней любви к супругу не может быть для православных христиан образом правильного брака. Они также говорят, что в житии сем более показывается неизреченная премудрость Божия, Его непостижимый промысел, который и привел Петра ко спасению своей души (через Февронию), нежели правильные начатки и основополагающие христианского брака. Объясните пожалуйста это недопонимание. Стоит ли считать, что шантаж ради законного христианского брака допустим и стоит ли нам в этом подражать примеру этих святых?
Ответ: Вообще для христиан не характерны подобные отзывы о жизни святых, такие как «Вымогательство, шантаж». Это лишь показывает маловерие таких христиан, либо только поверхностное чтение и понимание жития святых.
После более подробного прочтения и осмысления жития новых Муромских святых чудотворцев достаточно хорошо прослеживается такое качество святой Февронии – как мудрость и предвидение. А как нам известно из древних патериков (житийных историй первых веков) такие дары Святого Духа, как предвидение даются за большие духовные подвиги, такие как молитва пост, ночное бдение, милостыня и другие. Раз святая стяжала сии подвиги ей Господь послал мудрость духовную.
Также она не принуждала молодого князя Петра к браку с ней, а лишь говорила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». И что интересно, князь дал обещание жениться на ней, но после выздоровления не сдержал своего княжеского слова, говоря: «Ну как это можно – князю дочь древолаза взять себе в жены!». А это уже проявление гордости.
Отвечая на Ваш вопрос, нужно определиться, что такое «шантаж ради законного христианского брака». По моему мнению, «шантаж» или «вымогательство» - это какое-то приступное, воровское, бандитское понятие. Естественно, оно даже по своему наименованию не подходит для христианского брака.
А чтобы быть мудрым и иметь духовные дары от Бога (такие как – уметь предвидеть будущее, что имела св.Феврония) – в этом обязательно нужно подражать святым угодникам Божиим и тем более таким как святые чудотворцы Петр и Феврония!
Простите Христа ради.
С уважением, д.Василий Андроников