Русский полководец и князь Александр Ярославович Невский прославлен в православной церкви в лике святых. Его канонизация в лике чудотворцев была произведена на Московском Соборе 1547 года. Из постановлений собора (режим доступа: https://drevo-info.ru/articles/17910.html) видно, что Александр Неквский почитается как "благоверный великий князь", тому подтверждение есть и в минее за ноябрь 1645 года ("и святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго, Владимирьскаго и Новгородскаго, нареченнаго во иноцех Алексия", режим доступа: http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/2..).

Сколько мы не искали, мы не смогли найти в доступных нам источниках, что Александр Невский прославился своими монашескими подвигами, своим отшельничеством, безмолвием или подвижничеством. Однако на наших (старообрядческих) службах, в частности на "Величании", он прославляется как преподобный: "Ублажаем тя преподобне отче благоверныи княже Александре и чтем святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего". Скажите пожалуйста, есть ли какие-нибудь основания почитать благоверного Александра в лике "преподобных отцов"? Объясните пожалуйста это разночтение певческих книг с постановлениями собора. Возможно мы ошибаемся и святого в лике "преподобных" прославляют за другие подвиги, тогда объясните пожалуйста каких святых отцов называют "преподобными"?

Ответ:
Основания для почитания святого благоверного Александра Невского в преподобных Вы сами же назвали: «тому подтверждение есть и в минее за ноябрь 1645 года "и святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго, Владимирьскаго и Новгородскаго, нареченнаго во иноцех Алексия"».

Ибо каждый святой принявший иноческий постриг или не имея пострига (такие святые как: пр.Алексий Божий человек, пр.Мария Египетская) ведя жизнь иноческую, отшельническую, воспеваются Святой Церковью как «ПРЕПОДОБНЫЙ».

Действительно, среди документов Московского Собора 1547 года есть решение, согласно которому, среди прочих угодников Божиих к лику святых был причислен и благоверный князь Александр Невский. Иконы же, написанные в ранний период, являют его зрителю в монашеском облачении, делая, тем самым акцент на иночестве, принятом им в самом конце жизни:
• Например, на иконе-таблетке "Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский, Александр Невский" из Новгородского Софийского собора (середина XVI в.) святой Александр показан в иноческом одеянии со свитком с надписью: "Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите".

• Выдающимся памятником древнерусской иконописи стал житийный образ "Святой благоверный князь Александр Невский с деяниями" (конец XVI-начало XVII вв.) из Покровского собора "что на рву" (храма Василия Блаженного) в Москве. В среднике этой иконы представлен в рост благословляющий Александр Ярославович, облаченный в схиму, с куколем, надетом на голову. В 2-х рядах клейм - события жития и чудеса святого, среди которых незримое участие князя Александра в сражениях последующих эпох. Например, "Чудо о Донской победе" (Александр Невский оказывает помощь Дмитрию Донскому) или "Чудо в битве на Молодех" (Александр Невский участвует в битве с крымским ханом Девлет-Гиреем).

Отвечая на Ваш вопрос о разночтении певческих книг с постановлением собора скажем, что никого разночтения нет! Это ли не есть проявление в действии постановления собора о прославлении во святых св.Александра – как изображать его на иконах?!

А изображение святого без иноческого изображения – это уже более поздняя традиция ведущая корни от Петра I, который перенес мощи святого и в то время было написано множество икон, отличительных от древних, дораскольных образов.

Также Вы верно подметили добродетели преподобных отец: «монашеские подвиги, своим отшельничеством, безмолвием или подвижничеством». Но помимо классических подвигов отшельнических – есть подвиги за которые Святая Церковь прославляет также в этом чине. Эти подвиги имелись практически у всех святых русских князей, принявших иночество – стремление жить по Евангелию: положить душу свою за други своя, ибо нет больше той любви (Ин.15, 13); дать пример своим поданным о том, к чему нужно стремиться – не к богатьству и славе, ибо это всё прах и пепел, а Небесному Царству, к Богу, как сказал Господь: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). К этим же добродетелям должен стремиться любой монастырский пастырь-игумен.

Это, помимо св.Александра Невского, такие святые князья как: св.Даниил Московский; святые благоверные князья Феодор Смоленский и чад его Давыда и Константина, Ярославских чудотворцев; святые благоверные Петр и Феврония в иночестве или в крещении Давыд и Евфросиния; святая благоверная княгиня инокиня Анна Кашинская и др.

Все выше перечисленные (и не перечисленные) князья и княгини принявшие постриг воспеваются Святой Церковью как «преподобные и благоверные князи».

Простите Христа ради.
С уважением, д.Василий Андроников