Рецензия на новую книгу Д.А. Урушева «Русское старообрядчество: традиция, история, культура»

Писатель Д.А. Урушев занимает особое место не только в современной старообрядческой литературе, но и в современной русской вообще – он является одним из самых значительных популяризаторов древлеправославного наследия для тех многих ещё наших соотечественников, которые любят книгу, тянутся к знанию и хотят жить полноценной духовной жизнью.

1459331337.2928kniga_russkoe_staroobryadchestvo

Однако настоящая работа написана не столько для взрослых, нуждающихся в ясном и правдивом изложении истории старообрядчества, сколько для духовного воспитания и образования детей и молодёжи. Выполнению этой авторской задачи поспособствовало, в первую очередь, то, что в плане подачи материала Урушеву удалось избежать двух крайностей-ловушек: чрезмерного упрощения, поверхностности и даже опошления, с одной стороны, с другой – слишком сильной перегруженности текста. Автор здесь находит «золотую середину»: пиша достаточно простым слогом, он, что называется, без потерь передаёт глубину содержания описываемых предметов. От этого изложение приобретает своего рода прозрачность, и при чтении возникает чувство, будто смотришь в чистые воды озера Светлояр и видишь там Святую Русь, как она есть, сохранённую в своих преданиях до наших дней, надо только хорошенько приглядеться…

Д.А. Урушев переиздаёт свою «Историю» на протяжении ряда лет, и она неизменно пользуется успехом у читателей. Но каждое новое переиздание можно назвать отдельной книгой, так как из года в год труд редактируется и дополняется. Время не стоит на месте, происходят новые события, да и автор сам творчески развивается, пытаясь сделать своё произведение ещё лучше. О достигнутых в настоящий момент успехах и широком признании его заслуг говорят уже те факты, что нынешняя книга больше своих предшественниц как по объёму (325 с.), так и по тиражу (3.000 экз.), в создании её поучаствовал ряд известных персон, таких как: доктор филологических наук, заслуженный работник культуры РФ, Е.М. Юхименко, кандидат филологических наук, ответственный редактор НГ-Религии, А.Л. Мельников, настоятель старообрядческого храма Святого Николы у Тверской заставы, иерей Алексий Лопатин и др., а выпустить книгу взялось одно из крупнейших российских издательств – «Эксмо». Кроме того, в этом году Дмитрий Александрович стал членом Союза Писателей.

В нынешней «Истории» 78 глав, которые традиционно представляют собой краткие очерки о наиболее значимых событиях, лицах и явлениях старообрядчества. Хронологический охват очень широк: от проповеди апостола Андрея на славянских землях до появления старой веры в Уганде, до этого никак не связанной с русской культурой. В изложении истории автор верен одному из важнейших своих принципов – трепетному отношению к традиции. Он нисколько не сомневается в событиях, которые многие учёные считают малодостоверными (напр., проповедь апостола Андрея у славян, крещение князя Владимира в Корсуни, т.н. «Корсунская легенда» и др.). Повествования же о бесспорных исторических реалиях нередко пестрят различного рода чудесами. Это далеко не наивность, а особенность авторской методологии. История излагается Урушевым с позиции «верующего разума», для которого предания, изложенные в летописных сводах, житиях святых и др. образцах древнерусской и старообрядческой книжности такие же действительные, как и современные лица и явления. Однако при таком трепетном отношении к старине не происходит пресловутой идеализации Святой Руси-матушки. В 12 главе, посвящённой протопопу Даниилу, Урушев пишет: «Древнюю Русь мы называем Святой. Но, конечно, это не значит, что на ней все было свято, безгрешно и незазорно. На земле живут люди, а не ангелы. И людям свойственны недостатки, проступки и ошибки». Очень радует, что в новой книге ликвидирован ряд пробелов предыдущих изданий. Например, гораздо шире представлено Беспоповство, изложена подробнее история старообрядчества в XX веке, в целом ещё недостаточно хорошо изученном. Есть, конечно, и какие-то мелкие неточности, к которым можно даже не придираться, учитывая, что они не очень страшные и достоинств у работы несоизмеримо больше.

Несмотря на очевидную полноту и даже несколько угрожающий для неискушённого читателя объём книги, написать можно ещё о многом. Например, среди древних очагов расселения старообрядцев как-то слишком краем упомянуто о Гуслице, которая была знаменита на всю Россию иконописью, певческим книгописанием, монашескими скитами и промышленными предприятиями. О загадочном же Леонтии Беливском и его обители можно было бы даже посвятить отдельную главу. Почти ничего не сказано о Единоверии, которое хоть и было миссионерским проектом господствующей церкви, но достаточно большая часть его, подчиняясь Синоду лишь формально, во всём остальном жила обычной старообрядческой жизнью. Об этом свидетельствует и наличие в его недрах уважаемых в древлеправославии личностей, таких как протопоп Иоанн Верховский, епископ Андрей (Ухтомский), епископ Симеон (Шлеёв). Можно было бы подробнее поведать о неокружническом и беглопоповском раздорах, которых придерживалась (а во втором случае и до сих пор придерживается) значительная часть поповцев. Из личностей особого упоминания заслуживает Андрей Ксенос. Он знаменит не только печально известным «Окружным посланием», но, к примеру, и «Историей и обычаями Ветковской Церкви». Эту важную, но малоисследованную фигуру по своему значению для старообрядчества XIX века можно поставить чуть ли не в одном ряду со святителем Арсением Уральским.

В целом, книга оставляет очень приятное впечатление. Она ясно показывает то, что древние предания - не музейные экспонаты, а живая традиция. Поэтому хоть старообрядчество уже и сильно поредело, оно по-прежнему обладает притяжением для духовно ищущих людей не только в России, но и во всём мире.

                                                                                                                      Волков С.В.