Вопрос: Двуперстие было подтверждено как истинное перстосложение на Стоглавом Соборе, а все кто знаменался инако, тем анафема. Почему древлеправославная (дораскольная) Церковь не разрывала общения с греками в плоть до Большого Собора? Почему архиереи "терпели" триперстие греков, но стоило п.Никону узаконить его, так отношение к ним (грекам) изменилось?
Ответ: Ситуация с отношением Русской Церкви к троеперстию была схожа с отношением Православного Востока к римскому введению Filique. Пока латинское учение о исхождении Св.Духа было частным мнением отдельных епископов или общин, православный Восток мирился с этим и воспринимал, как болезнь духовного роста. Как только произошло официальное утверждение этой ереси, то сразу же православные отложились от католиков.
То же самое касается и отношения к троеперстию. Пока троеперстие было частным мнением отдельных греческих общин, это воспринималось как болезненное состояние. Как только греки прокляли двоеперстие, это стало их декларацией ереси и, соответственно, причиной для отложения от них православных христиан.
Кроме этого, ни в коем случае нельзя рассматривать троеперстие как отдельную обрядовую составляющую. Это любимый прием противников древлеправославия. Троеперстие есть составляющая часть латинской схоластической идеологии. Это не есть какой-то краеугольный камень. Это один из элементов учения, который к моменту раскола сложился в общий пазл, противной русскому Православию.
Иерей Иоанн Севастьянов