Она рассказывает о людях, которые живут рядом с нами, но параллельно существуют в другом историческом измерении: на протяжении 350 лет они хранят уклад жизни и веру наших предков.Такую, какой завещал ее креститель Руси князь Владимир. Они не приняли нововведения патриарха Никона, европеизацию Петра I. Несмотря на великие гонения, ни на йоту не изменили своих убеждений. Многие из них - беспоповцы - до сих пор не принимают посредников между собой и богом. Староверы из поколения в поколение отличаются завидным здоровьем, так как не приняли курение и питие спиртных напитков.
Какими были самарские раскольники? Какие они, современные староверы? Ответы на эти вопросы получает посетитель музея, рассматривая фотографии видных деятелей старообрядчества Самары и всей России, простых монахов, членов больших семей. Храня особый уклад жизни, староверы, особенно в далеких уголках нашей страны, до
сих пор живут закрыто. Поэтому особый интерес представляют фотографии инокинь Зигальгинского (Южный Урал) и Убинского (Восточный Казахстан) монастырей, а также крестных ходов в Пустозерске к часовне на место сожжения протопопа Аввакума, в Самаре - к месту бывшего храма на ул. Ленинской, 164, с установкой там «Поклонного Креста», в Санкт-Петербурге на освящение восстановленного храма на ул. Тверской.
Здесь же можно увидеть старинные иконы, рукописные книги, предметы церковного обихода. А если повезет, то и услышать интереснейшую лекцию, которую читает в рамках выставки председатель Самарской старообрядческой общины Древлеправославной Поморской Церкви Павел Половинкин. Он рассказывает о том, что Самара всегда была крупным центром староверия, так как основана до церковного раскола, и многие ее жители сохранили древний уклад жизни. Затем на Волгу стали ссылать стрельцов-староверов, со временем Екатерина II разрешила селиться в Самарской губернии ранее бежавшим за границу крестьянам, а также староверам со всей России.
Во второй половине XVIII столетия часть местных беспоповцев принимает Поморский устав богослужения и избирает своим центром «Выговское общежитие» (Поморье). Но всегда староверам приходилось исповедовать свою веру тайно, устраивая домашние молельни, так как им было запрещено строить храмы. Некоторое послабление они получили только в начале XX века. Тогда над бывшими молельнями установили деревянные кресты, и они стали церквями.
- Почти все знаменитые самарские купцы были староверами или вышли из их среды, - рассказывает Павел Владимирович. - Я своими глазами видел прошение, которое подала при поступлении детей в гимназию купчиха Аржанова, в нем указано: «крещены по особому уставу».
И то, что староверы преуспевали в развитии промышленности и в торговле, - не случайно. Слово купца-старовера было крепко и расписок не требовало. Из нескольких самарских староверческих церквей в Самаре сохранилась одна - на ул. Льва Толстого, 17, которая выросла из молельни купца Любимова. В ней хранятся настоящие сокровища для любителей истории Самары: старинные книги, фотографии, архивы общины и староверческих семей. Сейчас община старообрядцев поморского толка насчитывает более 700 человек и является крупнейшей в Поволжье.
Выставка продлится до 18 июля. Возрастное ограничение 0+.
Автор: Татьяна Гриднева