Вопрос: В Библии есть один противоречивый момент. Апостол Иаков писал, что вера без дел мертва, однако апостол Павел, наоборот, считал, что человек спасается только верой. Как это понимать?

Ответ: Для начала стоит сказать, что в Писании объективно нет противоречий. Корпус священных текстов, вошедших в библейский канон, признан богодухновенным, то есть написанным под прямым воздействием Святого Духа людьми исключительной праведности. Поэтому в Писании нет ничего случайного и ошибочного. Если же смотреть на Библию с позиции сухого рационализма, то, конечно, там будет масса противоречий и просто тёмных моментов. В последнем случае надо понимать, что это не христианский взгляд, а взгляд обезбоженного и расцерковлённого разума, суждения которого о подобных вещах суть соблазн для православных. Поэтому  будьте осторожны с т.н. «библейской критикой», хотя библеистику в более широком смысле избегать совсем уж не стоит. Просто там, где научные исследования как-то противоречат христианским основам, отдавайте предпочтение святым отцам, а не модным учёным с их «прогрессивными» концепциями.

Теперь конкретно по теме вопроса. Апостол Иаков в своём послании действительно пишет, что «вера, аще дел не имать, мертва есть о себе» (Иак. 2:17). Здесь под верой он подразумевает уверенность в существовании Бога, одной которой недостаточно. Ведь и бесы таким образом веруют (Иак. 2:19), но никак не хотят исправляться. Поэтому для того, чтобы вера была жива, нужно её проявлять добрыми, приятными Богу делами. С этим согласился бы и апостол Павел, который понимал веру в более широком смысле, уже включающей дела. Ибо настоящая вера – это «вера любовию споспешествуема» (Гал. 5:6) и она не может быть мёртвой по определению.

Волков Сергей, религиовед