Покров Пресвятыя Богородицы

14 октября по новому стилю Святая Церковь празднует Покров Пресвятыя Богородицы.

В основу этого праздника легло событие, произошедшее, согласно житию святого Андрея Юродивого (Х в.), в константинопольском Влахернском храме, хранившем величайшую святыню христианского мира – ризу Пресвятой Богородицы.

В те времена столица Византии была осаждена сарацинами. Спасаясь от врагов, многие жители города укрылись в храме в надежде на милость и заступничество Царицы Небесной. Во время всенощной блаженному Андрею и его ученику Епифанию было видение. Сопровождаемая ангелами, Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, Богородица по воздуху пришла царскими вратами; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор (плат), и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор (др.-греч. ἠλέκτωρ — лучезарное светило, солнце, огненная стихия, (космический) огонь). Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.

Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.

Я хочу рассказать об одной из икон, посвящённой этому празднику. Образ Покрова Пресвятыя Богородицы написан в 15-16в (14-15в – по различным датировкам) в Новгороде и передан из кельи архиепископа Мелетия в Покровский Рогожский кафедральный собор.%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b0-%d0%bf%d0%be%d0%ba%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%82%d1%8b%d1%8f-%d0%b1%d0%be%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%86%d1%8b-15-16Икона Покрова Пресвятыя Богородицы, 15-16в, Новгород. Находится на Северной стене Покровского кафедрального собора на Рогожском кладбище.

Древний мастер, написавший эту икону, изобразил внутренний вид трёхнефного пятиглавого собора, собственно его восточную – алтарную часть. Над Царскими вратами – стоящая на оранжево-красном облаке Богоматерь с воздетыми к небу руками. Такой тип изображения святых носит название Оранты (молящейся). Над нею – покров того же цвета, несомый двумя ангелами. Над покровом – благословляющий Спаситель.

В средней части иконы, в зоне алтаря представлены: слева свв. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий, узнаваемые по характерным чертам, справа - ангелы. Тем самым подчёркивается единение земной и небесной Церкви в общей молитве.

В нижней зоне, показывающей основное пространство храма, слева изображён св. Иоанн Предотеча с развернутым свитком и пятеро апостолов, справа – указующий на Богородицу и покров св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний с раскрытой книгой. У блаженного Андрея мы видим очень выразительный жест руки – он сразу направляет взгляд зрителя на Богоматерь. Если сравнить наше изображение с другими иконами Покрова, можно отождествить стоящих справа персонажей со св. Димитрием Солунским и Георгием Победоносцем. Святые воины имеют характерные причёски, и одеты в парадные одежды придворных.

На нашей иконе надписи на свитке Иоанна Предтечи и книге Епифания не сохранились. Обычно у Епифания пишут текст его взволнованной беседы с Блаженным Алексием: «Виде ли чадо подивишися Госпожу нашу Святую Богородицу молящ…», а у Иоанна – текст одного из его пророчеств («Се Агнец Бжи <Божии> взем…», «покайтеся приближ…», и др.)

Симметричная композиция иконы отличается необычайной ясностью и простотой. К этому надо добавить праздничный колорит смелого сочетания красок иконы, особенно свойственный живописи мастеров Новгородской школы: оранжево-красные и насыщенные зелёные тона, а также желтые и коричневые охры разбросаны сияющими пятнами. Личное письмо (лики и руки святых) значительно более плотное, и тёмное.

Одна из необычных деталей иконы – изображение оконниц с круглыми отверстиями в барабанах глав храма. Такой формы окна часто встречаются в древних Новгородских памятниках архитектуры.

Форма передаётся почти исключительно графическими средствами. Рисунок складок местами сбивчивый, ритмика упрощенная. Но иконнику удалось сохранить основные черты образца - ясность соотношения частей, тональную целостность.

Праздник Покрова, как указывает известный учёный Н. П. Кондаков, был установлен первоначально на Руси и в некоторых древних минеях называется даже прямо «новым».

Следует считать, что он был установлен при Андрее Боголюбском. Самое древнее изображение Покрова находится на западных вратах Суздальского Рождественского собора начала 13в.1%d0%bf%d0%be%d0%ba%d1%80%d0%be%d0%b2-%d0%b1%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b8-%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b5%d1%86-15-%d0%b2%d0%b5%d0%ba%d0%b0

Покров Богоматери, конец 15 века. Происходит из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале. Владимирско-Суздальский музей-заповедник.

К началу следующего столетия оформилось 2 варианта изображения Покрова Пресвятой Богородицы – так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках. Примечательно, что архитектура заднего плана передает общие черты Влахернской церкви, являющейся базиликой. В «новгородском» варианте плат поддерживают ангелы, а не Сама Богородица, представленная над закрытыми царскими вратами внутри храма, увенчанного пятью главками. Новгородцы помещали действие чуда внутри кафедрального собора Святой Софии, а не в историческом пространстве базилики.

Строгая симметрия в расположении фигур и архитектурных деталей, присущая Покровским иконам, служит для выражения внутреннего единения, праздничной соборности. Все лица обращены к Богородице в едином светлом порыве. Она и является чудесным покровом, чья защита дарована всему роду человеческому. В этом и заключается главный смысл иконы Покрова Пресвятыя Богородицы.

Автор - Мария Чекушина.

 

Покров Пресвятыя Богородицы (память 1 октября по ст. стилю)

Тропарь, глас 4:
Днесь благовернии людие светло празднуют, осеняеми Богомати твоим пришествием, и к твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголют, покрый нас честным си покровом. И избави нас от всякаго зла, молящи сына своего Христа Бога нашего, спастися душам нашим.

Кондак, глас 3:
Девая днесь предстоит в церкви. И с лики святых, невидимо за ны молится Богу, ангели со святители покланяются, апостоли же с пророки ликоствуют. Нас бо ради Богородица молит превечнаго Бога.