Обзор СМИ: «Музей истории старообрядчества Сибири открылся в Новосибирске»

В воскресенье 30 октября 2016 года в Новосибирском старообрядческом кафедральном соборе во имя Рожества Пресвятыя Богородицы открылся музей, получивший название «Музей истории старообрядчества Сибири».

Открытие музея истории старообрядчества Сибири в Новосибирске
Открытие музея

Открыл музей преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири, который в то же воскресное утро возглавил Божественную литургию в соборе, в цокольном этаже которого разместились музейные экспозиции.На открытии выставки присутствовали также владыка Сава (Чаловский), епископ Казахстанский, прихожане Новосибирской общины, представители власти и общественности, гости.
Епископ Силуян владыка Савва Чаловский музей
Епископ Силуян Новосибирский и епископ Сава Казахстанский

Присутствовавшим было показано напутственное видео-обращение предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополита Корнилия, в связи с открытием старообрядческого музея.

Далее прозвучали слова организаторов и участников, затронувшие историю старообрядчества в Западной и Восточной Сибири, Казахстане. Не раз упоминались старообрядческие общины Алтая, и особенно барнаульский приход. Крестовоздвиженский храм Барнаула, как известно, сыграл заметную роль в церковно-общественной жизни старообрядчества не только Алтая, но и всей Сибири; в Барнауле неоднократно проводились епархиальные и общестарообрядческие сибирские съезды.

Исследователи рассказали о сибирском духовенстве, архиереях и простых священниках, дьяконах, деятельно трудившихся на церковной ниве. Разговор шел и о гонениях во время борьбы с религией, которые смертельным образом отразились на многих пастырях и активных людях старообрядческой Церкви в Сибири. В частности, было сказано о протоиерее Иакове (Чучалине) и о. Николе Ионине, а также о тех священниках, которые служили в 60-70-е годы советских притеснений: это о. Трофим Гребнев, о. Роман Павлов, о. Антипа Плотников и другие.

Перед собравшимися выступил также Владимир Данилович Лымарь, главный консультант Управления по связям с религиозными, национальными и благотворительными организациями Министерства региональной политики Новосибирской области, бывший Уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР (с 1986 г.), впоследствии с 1994 года долгое время занимавший пост председателя областного комитета указанного выше профиля.

Владимир Лымарь и Александр Емельянов в музее старообрядчества
Владимир Лымарь и ведущий Александр Емельянов. Фото М. Панкратова

Музейная экспозиция включает в себя информативную часть о прошлом и настоящем старообрядчества на земле Сибири, предметы ризницы кафедрального собора: старинные пресвитерские и архиерейские облачения, церковную утварь, включая литургические наборы и кадильницы, писаные и литые иконы. В книжном собрании можно увидеть певческие, богослужебные и поучительные старопечатные книги и рукописи.

Кадила, дискос, потир
Кадила, дискос и потир
Предметы крестьянского хозяйства староверов
Предметы крестьянского хозяйства старообрядчества Алтая и семейских Забайкалья

Также создатели музея не обошли вниманием и этнографические экспонаты — предметы крестьянского быта, среди которых особое место занимает традиционные костюмы староверов Алтая и Забайкалья. Среди предметов рукоделья сибирских старообрядцев можно найти вышитые рушники и плетёные пояса, содержащие традиционные русские символы и рисунки, а также лестовки (древнерусские чётки), изделие одной из которых принадлежит руке известной таёжной отшельницы, представительнице семьи Лыковых, Агафье Лыковой.

Лестовка Агафьи Лыковой и пояс
Лестовка и пояс, выполненные Агафьей Карповной Лыковой

Кроме того, посетители музея смогут увидеть не только фото современной жизни старообрядчества Сибири, но и ознакомиться с раритетными кадрами ярких представителей Церкви Христовой начала XX века, подобранными и аннотированными архитектором, соавтором проекта Новосибирского собора, Е. А. Долнаковой.

Как отмечают организаторы, для многих людей старообрядчество до сих пор является чем-то сокровенным и непознанным, в то время как со времен эпохи церковного раскола XVII века судьбы многих поколений русских староверов и история освоения Сибири стали практически неотделимыми. Строго соблюдая устои и каноны древнего христианского благочестия, старообрядцы сохранили вместе с этим и свою уникальную бытовую духовную культуру. Не случайно некоторые виды староверческого творчества внесены в список нематериального культурного наследия человечества по программе ЮНЕСКО.

Церковное облачение и Евангелие на налое с фонарем
Церковное облачение и Евангелие на аналоге с фонарем
Музей организован силами Новосибирской старообрядческой общины, при поддержке и содействии Министерства региональной политики Новосибирской области. Организаторы надеются, что со временем музейный фонд будет расширяться, а сама экспозиция послужит предметом интереса и духовного назидания для ее посетителей.

Адрес музея: г. Новосибирск, ул. Байдукова, д.1.
Справочную информацию можно узнать по телефону +7 (923)-185-9336.

Фото: Рoман Куц

Алтайский старообрядец