Собор святого архистратига Михаила и прочих святых небесных бесплотных сил

Имя Михаил в переводе с древнееврейского означает «кто как Бог». Господь поставил его архистратигом (главнокомандующим) над всеми девятью чинами ангельского воинства.

По Церковному преданию, одно из первых деяний грозного Архангела  – его участие в свержении падшего Денницы с Неба. Потом, уже в истории человечества, он неоднократно помогал народу избранному – неся Божественную волю, укрепляя праведников и карая грешников. Затем, в тяжёлые времена гонений, сила Небесного воинства оберегала первых христиан, принявших на себя честь и бремя избранничества. Когда носительницей истинной веры стала Византия, мы вновь видим помощь Архистратига. Древние сказания сообщают о чудесных явлениях архангела Михаила, когда он спасал Константинополь от неминуемой гибели, обращая в бегство врагов.

Русь, руководимая православным правителем, стала преемницей Византийской империи, и, следовательно, хранительницей истинной веры. Предчувствие великой роли, которую предназначалось сыграть русскому народу в судьбах Православия особенно обострилось в конце 14 века. Героическая борьба с Ордой переживалась как всемирная борьба добра со злом, в которой русскому войску помогает войско небесное. Не случайно Сергий Радонежский посылает к Дмитрию Донскому монахов – воинов Пересвета и Ослябю, этим показывая, что именно в вере – сила русского народа, и только с Божьей помощью он сможет одолеть врагов.

Горя стремлением прославить Бога, иконописцы создавали одухотворённые образы, в красках являя славные деяния Архангела.

Икона, о которой я хочу рассказать, была написана для Архангельского собора Московского Кремля, около 1410 года. Она представляет собой образ Архистратига Михаила в центре и композиции по периметру, в которых отражено свершение Божественного промысла чрез ангельские силы.%d0%b0%d1%80%d1%85-%d0%bc%d0%b8%d1%85-1

Созданная на рубеже веков, она соединила в себе лучшие черты художественных школ того времени. От 14 века – времени творчества Феофана Грека – динамичные фигуры и звонкий, сияющий свет, одухотворяющий и человеческую плоть, и одежды, и даже окружающий пейзаж. Гармоничные сочетания цветов в окружении золотого фона напоминают блеск драгоценных камней.

Но уже появляются и отличительные черты, характерные для новой эпохи - идеальные силуэты, обобщённость линий и какое-то особое вдохновение, приподнятость чувств. Эти качества видны и в центральной фигуре архангела Михаила, представленного в воинских одеждах, с мечом в руке. Это же вдохновение – в сценах деяний архангела, где его фигура почти всегда изображена снисходящей с небес на землю как символ божественной силы, посланной в мир.

В нашей иконе явления ангелов изображены не в хронологическом порядке, но все они пронизаны общей идеей: Бог и Его небесное воинство не оставят в беде праведника, но суд над грешником будет страшен. Здесь и светлое обетование Аврааму, и страшные пророчества Иезекииля и Даниила о последних временах, посрамление нечестивого царя Навуходоносора, и чудо в Хонех – когда казалось бы обречённый на гибель храм остаётся нетронутым благодаря заступничеству Архангела Михаила.

Икона, созданная рукой безымянного автора, по праву находится в одном ряду с творениями Феофана Грека и Андрея Рублёва, является отражением духовных исканий, предвестником и предчувствием Богоизбранности на пути становления Русского Православия как силы удерживающей.

 

Тропарь, гл4:

Небесных воинств архистратизи, молим вы ныне мы недостойнии, яко да вашими молитвами покрыете нас кровом крылу невещественыя вашея славы. Сохраняюще нас молящихся прилежно, и вопиющих от бед избавите нас, яко чиноначальницы вышним силам.

Кондак, гл2:

Архистратизи Божии слуги божественныя славы, ангелом начальницы и наставницы человеком, полезное нам просите, и велия милости, яко безплотным архистратизи.

Автор - Мария Чекушина