Праздник Введения Пресвятыя Богородицы во храм установлен двунадесятым позднее всех остальных. Впервые он упоминается в месяцесловах VIII века.
События праздника описаны в апокрифическом «Протоевангелии Иакова». Супруги Иоаким и Анна обещали своего долгожданного ребенка всецело посвятить Богу. Родившуюся девочку Марию набожные родители ограждали от общения с внешним, греховным миром, готовя Её к будущему служению. Когда же Ей исполнилось три года, Её повели в храм, в сопровождении «непорочных дочерей иудейских».
К храму вело пятнадцать высоких ступеней. Дева Мария, ко всеобщему изумлению, сама, без чьей-либо помощи, взбежала по ним навстречу первосвященнику. По Церковному Преданию, это был праведный Захария – будущий отец Иоанна Предотечи. И тут случилось новое чудо: Захария, будучи движим Святым Духом, ввёл Деву в Святая Святых – то место, куда мог входить только первосвященник, и только раз в год – с очистительной жертвенной кровью. Не только люди, но и ангелы удивлялись этому событию. Тем показалось великое значение Божьей Матери в будущем деле Спасения.Введение Пресвятыя Богородицы. Икона из Кирилло-Белозерского музея-заповедника, 15 век, московская школа.
На иконе изображено торжественное шествие. Мы видим семь дев, выходящих из проёма арки; перед ними – праведные Иоаким и Анна и, наконец, - стоящая Дева Мария. Её рост сильно меньше остальных действующих лиц. Несмотря на то, что Богородице только три года, Она изображена в одеждах взрослой замужней женщины. Первосвященник Захария протягивает левую руку Ей навстречу, а другой рукой приоткрывает врата, словно приглашая зайти. Интересно, что он даже не смотрит на Матерь Божию – он словно смотрит куда-то вдаль, духовными очами прозревая великое будущее Пречистой.До 12 лет Богородица как самое святое Божие Сокровище оставалась жить при храме, в Святая Святых. Чтобы показать значение этого места, художник изображает его очень высоким, с несколькими огромными ступенями. Во всё время своего пребывания в храме Дева Мария чудесно получала пищу из рук Архангела Гавриила.
По словам святого Иоанна Дамаскина, будучи удалена от общества неблагонравных мужей и жен, в храме Она жила так, что представляла собой чистейший образец жизни. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Ее отличительными качествами. С раннего утра Она молилась, потом читала Священное Писание, затем переходила к рукоделию. Свой день Она также заканчивала молитвой.
Оставшись сиротой в юном возрасте, Она всецело предалась Богу, нисколько не помышляя о земной любви или семейной жизни. Дав обет девства, Она первая открыла путь всецелого служения Богу, по которому потом пошли многие христианские подвижники.
Тропарь, глас4:
Днесь благоволения Божия проображение, и человеча спасения проповедание, в церкви Божии ясно Девая является, и Христа всем благовествует. Той мы велегласно возопием. Радуися смотрения зиждителева исполнение.
Кондак, глас4:
Пречистая Церкви Спасова, многочестныи Чертог Девица, священное сокровище Славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи Духом Божественным. Юже поют ангели Божии, Та есть Сень Небесная.
автор - Мария Чекушина