Учение ислама об Исусе Христе


Почему христиане во все времена осуждали ислам? Потому что в VII  веке ислам принял учение, которое отвергает Божественность Исуса Христа.  Св. Иоанн Дамаскин (VIII в.) писал об исламе как одном из еретических течений, связанных с арианством, отрицавшем Божественную сущность Христа. По преданию учитель Магомета был несторианин, который внушил ему свое еретическое учение, ставшее вначале течением внутри христианства, а после осуждения Вселенским Собором ислам стал новой религией.image001

В основополагающей вероучительной книге ислама Коране неоднократно упоминается Христос под определением «Исус Сын Марии»(«Иса ибн Мариам»), при этом Он воспринимается не как Сын Божий, а как один из пророков, живших на земле, также отвергается учение о Святой Троице.

«Веруйте в Аллаха и его посланников, и не говорите Троица! Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину Аллах является единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у него был сын»(Коран, Суры). Это ключевое изречение, записанное в Коране о миссии Христа, т.е. христианское учение о Троице объявляется ложным, как и представление о том, что Исус Христос имеет Божественное происхождение.

В исламе, как и в христианстве, разделяется понятие Творца и Его творения, т.е. твари, но в исламе Христос воспринимается не как воплощение Слова Божия, а как имеющий тварное (а не Божественное) происхождение. Это утверждение ислама сближает его с арианством, поскольку в учении Ария также не признается Единосущность, то есть одна Божественная природа, Исуса Христа с Его Отцем.

Ислам не хочет принять и понять утверждение православия, что Исус Христос не просто выдающийся человек, и не только Бог, принявший вид человека, но Богочеловек, и поэтому Его Крест, Воскресение и Его учение являются спасительной истиной для всего человечества.

О том, что ислам отрицает Богосыновство Исуса свидетельствует книга «Иисус и Мария в исламском религиозном гностицизме», написанная в 2012 году профессором Анной-Марией Шиммель – исследовательницей ислама. Автор пишет: «Ислам отрицает христианскую догму о том, что Исус Христос является Сыном Божиим и приводит в подтверждение Суру 35 «Мариам» из Корана: «Не подобает Аллаху иметь детей. Пречист он. Когда он принимает решение о чем-либо, то говорит: «Возникни», и оно возникает».

Сыновство Исуса в отношении Бога Отца с еще большей ясностью отвергается в Суре «Трапеза». Мессия, сын Мариам, - всего лишь посланник. Много посланников задолго до него прихидили и уходили. Мать же его – праведница, и оба они принимали пищу (то есть они были обыкновенными людьми) и в них не было того, что можем ожидать от «Сына Божия», они не были как ангелы, которым не нужна пища».

«Во всех трудах поэта Руми (XIIIв) содержится недвусмысленное отрицание богосыновства Исуса, что, впрочем, является аксиомой для любого мусульманина. Слова Иисуса о том, что он отправляется к своему Отцу, имеют всего лишь символическое значение.» В Коране Исус недвусмысленно объявляется «рабом Божиим», хотя при этом он и Дух Господень. Это значит, что он сотворен Богом и зависит от Бога.

С исламской точки зрения Исус не был убит, но был живым вознесен к Создателю, и помещен туда, где и будет пребывать до конца света. Есть рассказ о том, что Исус был подменен еще до того, как был распят».

Для мусульман имеет фундаментальное значение то, что Коран отрицает распятие Христа, и говорит о том, что вместо Него был распят кто-то другой.

«С точки зрения Корана Иисус является предпоследним великим посланником Аллаха перед Мухаммадом. Мусульмане считают, что Мухаммед нашел средний путь между путями, предложенными двумя пророками, жившими до него, а именно жестокими законами Моисея и всеобъемлющей любовью и отречением от мира законом Исуса.

В древних суфийских произведениях приводится изречение пророка Мухаммада , которое до сих пор имеет широкое хождение среди мусульман:

«Если бы мой брат Иса (Исус) обладал большей верой, он мог бы ходить по воздуху (имеется ввиду хождение Исуса по воде, упомянутое в Коране)». Это значит, что самый великий пророк, предшествовавший Мухаммаду, все же не мог похвастаться наличием абсолютной веры».

«В своей небесной обители (это у автора четвертое небо) Исус не печалится об этом мире. Зачем ему что-то знать о голоде и холоде? А так он в своем потустороннем достоинстве становится образцом для истинного влюбленного в Истину: «Когда Исус вознесся на четвертое небо, что теперь ему до Церкви». (Диван Шамса)». Встречаются у мусульманских писателей и поэтов и кощунственные высказывания о Христе.

В предисловии к своей книге «Иисус и Мария» А.М. Шиммель пишет: «Надеюсь, что безчисленные положительные упоминания Исуса и его Пречистой матери, которые мы находили в литературе, в особенности в суфийских источниках помогут понять и осознать, что и у нас намного больше общих традиций, чем думают большинство людей. Все больше и больше распространяется ощущение того, что ислам и христианство могут прийти к большему взаимопониманию именно через Иисуса и Марию. Достойно сожаления, что немногие из нас знают, что в Исламе Исус рассматривается в качестве предтечи, свидетельствующего о Мухаммеде».

Мысли автора близки по духу современным межрелигиозным воззрениям, где проповедуется мысль о том, что в разных религиях мы поклоняемся одному Богу, и поэтому все религии равнозначно спасительны. Естественно, возникает вопрос: Насколько обоснована такая идея одного Бога во всех религиях?

Образ Бога различен в пониманиях каждой религии и конфессии. В христианстве, в отличие от прочих вероисповеданий, единый Бог является триипостасным: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Сын (Логос) воплотился, чтобы спасти человечество Крестом, смертью и Воскресением. Ничего подобного нет ни в мусульманстве, ни в других религиях.

Когда мы исповедуем «Бога истина от Бога истина, рождена, а не сотворена», этим осуждается арианская ересь, которая учила, что Христос не есть совершенный Бог, равный Отцу, а только высшее творение Божие. В каждой религии существует свой образ Бога и все они очень различны.

Да, Бог непостижим в полной мере для человеческого разума, но образ Божий и поклонение Ему требует естественных, доступных человеку понятий – догматических, нравственных, символических, иконографических и так далее, которые определяли бы вероучительное и духовно-нравственное содержание религии, и направляли бы всю жизнь верующего.

Апостол Павел пишет о Христе, что Он – «образ Бога невидимого» (2Кор 4;4), а о тех, кто этого не признает, пишет, что они «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку. Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» (Рим 1;23).

Мысль о единстве Бога для всех религий не просто ошибочна, но и глубоко лукава, она подменяет Христа Его противоположностью – антихристом. Она ведет к подрыву основ христианства, к торжеству такой экуменистической религии, в которой каждый может верить, как хочет, проявляя толерантную терпимость ко всем религиям для создания  «земного рая».

В заключение, вспомним слова преподобного Феодосия Печерского: «Если кто скажет тебе – ту и другую веру дал Бог, – отвечай: «Разве Бог двоеверен?»