Крещение Господне

19 января по новому стилю мы вспоминаем событие Крещения Господня.
Первые упоминания об этом празднике мы встречаем в апостольских Постановлениях и Правилах. Изначально торжество объединяло в себе и Рожество Христово, и Крещение под общим названием Богоявление. Лишь после Халкидонского собора 451 года произошло разделение на два праздника.
В образах Богоявления художники старались выразить суть происходящего события: явление миру Спасителя, вочеловечьшагося Бога-Сына, начало его общественной проповеди и служения.
Я расскажу об иконе из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, написанной в 1497 году неизвестным мастером, считается, что новгородского происхождения.
Сразу же обращает на себя фигура Спасителя, стоящего фронтально, в полный рост. Мягко струятся воды Иордана. Иоанн Предтеча с трепетом касается правой рукой главы Христа. А левая рука в жесте слышания обращена к небу. Взгляд Крестителя направлен в себя; он весь словно превратился в слух, удивляясь происходящему чуду: «отверзеся небо, и сниде Дух Святыи телесным образом яко голубь нань. И глас с небесе бысть глаголя, Ты еси Сын Мой возлюбленныи, о Тебе благоволих» (Лк. 3:21-22).

%d0%ba%d1%80%d0%b5%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%b3%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%b5-%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b0-%d0%b8%d0%b7-%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%81
На противоположном берегу реки Иордан обычно изображаются несколько ангелов, хотя об их явлении в Евангелиях ничего не сказано. В нашем случае ангелов четыре: трое из них благоговейно склонились перед Спасителем, держа покрытыми руки, как восприемники при таинстве крещения. А четвёртый смотрит на небо – направляя и наш взгляд на свет, сходящий с небес; он разделяется на три луча – как образ Троичности Божества. Свет отражается на площадках горок, искрится в волнах, пронизывает складки одежд, играет бликами на ликах – проявляя идею просвещения всего мира учением Христа.
Наряду с немногословной схемой изображения, была распространена и более подробная: иконописец мог добавить группу людей, ожидающих крещения; свиток в руках Предотечи либо древо с секирой и отрубленной ветвью – знаки его проповеди. Также художники различными способами могли вводить детали, отсылающие нас к грядущим крестным страданиям Спасителя – как, например, изображение креста на иорданских водах.
У ног Христа мы видим две фигурки – седовласого старца с кувшином в руках, и женщину, которая стремительно уплывает на неких существах, напоминающих дельфинов. Следуя античной традиции, иконописец изобразил таким образом персонификации реки Иордан и Чермного моря, связав событие Крещения с эпохой Ветхого Завета - переходом избранного народа через Красное море. Эта связь отмечается и в богослужении праздника – неоднократно за службой мы можем услышать фразу из Псалтыри: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…» (Пс. 113, 3).

Мягкие охристые тона и темный, насыщенный цвет прозрачной воды, тёплый золотистый, дымчатые зелёные, светящийся алый и переливчатый вишнёвый – удивительные по красоте оттенки придают иконе ощущение торжественности и праздника. Удивительно сгармонизированы сочетания цветов, отношения тоновых пятен.
Остаётся только удивляться гению мастера, сумевшему запечатлеть радость явления Бога в мир.

Тропарь, глас 1:
Во Иордане крещающутися Господи, тройческое явися поклоняние. Родителев бо глас свидетельствоваше ти, возлюблена Тя Сына именуя. И Дух в видении голубине, извествоваше словеси утвержение. Явлеися Христе Боже наш, и мир просвещеи, слава Тебе.

Кондак, глас 4:
Явился Еси днесь вселенней, и свет Твой Господи знаменася на нас, в разуме поющих Тя. Прииде и явися свет неприкосновенныи.

Автор - Мария Чекушина