Вечерняя служба в среду пятой недели Великого Поста традиционно называется Марьиным стоянием. В этот день мы целиком читаем покаянный канон преподобного Андрея Критского и вспоминаем преподобную Марию Египетскую. Её удивительная жизнь является для нас образцом величайшего покаяния.
Изображения Марии Египетской обычно встречаются в храмах, связанных с монастырской тематикой. Святая подвижница традиционно изображается лишь в плаще, наброшенном на одно плечо. Иссушённые руки и ноги, короткие белые волосы, доходящие лишь до шеи (в редких случаях – до плеч). Тонкий, одухотворённый лик полон горения духа. Образы преподобной наглядно показывают нам, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9-10).
1.Мария Египетская. XI век. Фреска. Монастырь Вардзия, Грузия.
Чаще всего на фресках мы видим причащение преподобной. На иконах же святая обычно изображается либо в молении ко Христу, либо фронтально. Вокруг средника могут быть расположены клейма, иллюстрирующие житие преподобной.
К такому типу относится икона начала XIX века, принадлежащая кисти старообрядческого художника Ивана Васильевича Богатырёва. По традиции, житийное повествование начинается с левого верхнего клейма – и далее развёртывается слева направо, по ярусам.
Как известно, в ранней юности Мария покинула родительский дом, и семнадцать лет провела в служении греху.
2.Преподобная Мария Египетская с житием. Богатырев Иван Васильевич. Невьянск. 1804.
Когда пришло время празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, она вместе с другими паломниками отправилась в Иерусалим, но не для того, чтобы поклониться святыне, а для того, чтобы ещё большее количество людей ввести в грех. По прибытии, она вместе с толпой попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то неведомая сила снова и снова отбрасывала её, не давая войти. Осознав, что за свои грехи она не может приблизиться к святыне, она стала горячо молиться перед иконой Божьей Матери, и, почувствовав, что молитва услышана, попыталась вновь войти, и сподобилась поклониться Кресту Господню.
Затем она вышла в притвор, и снова помолившись перед иконой, услышала призыв идти за Иордан. Полная решимости, Мария совершила необходимые приготовления, причастилась Святых Христовых Таин, и ушла в пустыню, чтобы начать там новую жизнь.
Там она провела семнадцать лет в непрерывных искушениях. Бывало, что в борьбе со страстными помыслами преподобная припадала к земле, горячо молясь, и не вставала, покуда не отходили от неё бесовские наваждения. В эти моменты, по её словам, она «видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина».
Когда же семнадцать лет распутства были покрыты семнадцатью годами подвижничества, «сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и мое смиренное тело». Около тридцати лет провела преподобная в уединённом общении с Богом, пока её не увидел старец Зосима, по обычаю Иорданского монастыря проводящий Великий Пост в пустыне.
Вначале ему показалось, что это – наваждение; но, поняв, что перед ним живой человек, он захотел поговорить с ним. Мария же не дала ему приблизиться, и попросила Зосиму дать ей плащ, взамен её истлевшей от старости ветхой одежды. Удивлённый тем, что преподобная знает его имя, он исполнил сказанное, и, понимая, что перед ним великая угодница Божия, попросил Марию помолиться за него. На одном из клейм художник запечатлел произошедшее тогда чудо: во время моления тело святой оторвалось от земли на локоть.
По просьбе старца преподобная поведала ему свое житие, и попросила его на будущий год прийти в Великий Четверг в пустыню, и причастить её.
Через год, придя, как и просила преподобная, к берегу Иордана, Зосима был поражён новым чудом: не имея лодки, святая перешла к нему прямо по воде. С трепетом приняв причастие, Мария снова прошла по воде, оставив старцу наказ - прийти на следующий год к месту первой их встречи. Эта сцена уже изображается в среднике иконы, вместе с погребением святой подвижницы.
Когда же, по прошествии нужного времени, Зосима пришёл на то самое место, он увидел преподобную лежащей головой на восток. Рядом с ней была начертана надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери».
Получается, что святая почила в тот же день, когда сподобилась причаститься Святых Таин, и чудесным образом оказалась в том месте, до которого Зосима шёл двадцать дней! Мало того, тело её в течение всего года оставалось нетленным. Старцу оставалось лишь дивиться происходящему и мысленно славить Бога. Но перед ним встала новая задача: выкопать могилу в сухой почве пустыни ему было не под силу. И здесь случилось новое чудо: по просьбе преподобного лев, стороживший тело Марии, вырыл когтями яму, достаточную для погребения святой.
Сотворив должное, Зосима вернулся в монастырь, рассказав инокам о чудном житии преподобной Марии.
Преподобная Мария Египетская – образ истинного покаяния. Будучи на самом дне, она смогла достигнуть величайших вершин святости. Блудница стала подвижницей; сосуд греха – хранилищем душевной чистоты.
Своей жизнью она показывает нам, что даже, казалось бы, совершенно порабощённый грехом человек может встать, победить грех: но этот путь, путь исправления, неимоверно тяжёл и полон мучительных искушений. И только лишь с крепкой верой в Божью помощь возможно претерпеть все страдания и сподобиться – света.
Тропарь, глас8:
О тебе мати известно спасеся, еже по образу. Приемши бо Крест, последовала еси Христу. И творящи учаше, еже презирати убо плоть, преходит бо, пещижеся о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы радуется, преподобная, дух твой.
Кондак, глас4:
Греховныя мглы отбегши, и покаяния светом озаривши свое сердце славная, приступила еси ко Христу. Сего Пренепорочную и святую Матерь, ходатаицу милостивну приведши. Отнудуже и согрешением обрете отложение, и со ангелы присно радуешися.
Автор - Мария Чекушина