После Своего Воскресения, Христос сорок дней пробыл на земле, являясь своим ученикам и беседуя с ними. Когда же прошли сорок дней, то он оставил своих учеников в ожидании Утешителя – Духа Святаго, и, благословляя их, вознёсся на небо.
Это событие кратко изложено у евангелиста Марка, и достаточно подробно описывается у Луки. В книге Деяний святых апостолов он дополняет свой рассказ: ученики Христовы, провожая вглядами возносящегося Спасителя, увидели, что «се мужа два стаста пред ними во одежди беле, яже и рекоста: мужие галилейстии, что стоите зряще на небо; се Исус, вознесыися от вас на на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деяния,1:10-11).
Традиционно в композиции Вознесения изображаются Христос во Славе, несомый ангелами; внизу – двенадцать апостолов (включая ап. Павла), один или два ангела, указывающие на небо, и в центре – Богоматерь. В евангелиях не упоминается Её присутствие; апостол Павел исторически не мог быть с апостолами при Вознесении – в то время он был ещё Савлом и гонителем христиан. Но на иконе и Богоматерь, и апостолы Павел и Петр являют собой образ Церкви – оставшейся на земле, но не оставленной Христом: «И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф, 28:20).
В центре фрески Георгиевского собора Старой Ладоги мы видим круглую мандорлу, разделанную разными оттенками разбелённого голубого. В центре её – Христос, восседающий на радуге, которая является одним из образов Второго Пришествия. Левой рукой Он держит свиток; правой благословляет апостолов и всех молящихся в храме. Его фигура доминирует над всеми остальными. На тёмно-синем гиматии и плотном красно-охристом хитоне издалека светятся пробела. На Лик Спасителя также, безо всякой подкладки, положены сияющие белила, являя собой образ Божественного Света.
Славу Христа несут восемь ангелов, расположенные по кругу. Особенностью «русской» композиции Вознесения является то, что ангелы не летят, как это было принято в византийском искусстве, а как бы шествуют, усиливая торжественность события, подчеркивая триумф Христа, Воскресшего и Вознёсшегося.
Ниже, на восточной стенке барабана, изображена Богоматерь, воздевшая в позе Оранты(молящейся) руки к небу, и два ангела по сторонам от Неё. По кругу расположены апостолы. Художник показывает всю гамму чувств, охвативших учеников: кто-то, запрокинув голову, с трепетом следит за Христом; кто-то, в порыве чувства, тянется всем телом к небу – словно не хотя расставаться с любимым учителем; кто-то просто задумчиво стоит, размышляя о словах Христа – «яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым» (Деян.,1:5). Между апостолами – тоненькие деревца, которые тоже словно тянутся к Христу.
Вознесением завершилось земное служение Христа. Сошедший до ада и униженный до смерти – Он взошёл на Небеса, возвысив тем самым человечество, вернув ему прежнее достоинство. Благословив учеников, он оставил их в ожидании Духа Святаго – Утешителя – призванного устраивать жизнь земной Церкви.
Тропарь, глас 4:
Вознесеся во славе Христе Боже наш, радость сотворив учеником своим обетованием Святаго Духа, извещение приемше яве благословения ради. Яко ты еси Сын Божии Избавитель миру.
Кондак, глас 6:
Еже о нас совершив смотрение, и яже на земли соединив с небесными, вознесеся во славе Христе Боже наш, и никакоже отлучаяся, но пребывая неотступно, и вопия к любящим Тя, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.