Святые страстотерпцы Борис и Глеб.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми канонизированы из русских святых. Всего лишь через полвека после их гибели мощи были перенесены в новую, отстроенную после пожара церковь св. Василия, и детьми князя Ярослава Мудрого было установлено их общецерковное почитание.
Что же такого совершили братья? Оба они были сыновьями князя Владимира, крестителя Руси, и имели уделы: Борис – в Ростове, Глеб – в Муроме. Когда же князь Владимир умер, настала усобица – борьба за киевский престол. Его старший сын, Святополк, хотел не просто воцариться в Киеве, но и убить всех братьев – соперников. Братья Борис и Глеб были младшими сыновьями Владимира, оба отличались кротостью, и были готовы подчиниться Святополку; но он и незлобивых подозревал в злобе. Сначала убили князя Бориса – на берегу реки Альты, когда тот молился в своем шатре; затем Глеба – на пути в Киев, недалеко от Смоленска, когда тот ехал к Святополку.
Подвиг братьев состоит именно в непротивлении злу. У каждого из них была дружина, которая могла защитить князя. Воины Бориса даже предлагали ему пойти войной на Киев – но ни Борис, ни Глеб не хотели нарушать заповедь послушания, не хотели участвовать в братоубийственной войне.

В письменных источниках сохранилось описание князя Бориса: «Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, борода мала и ус — ибо молод еще был…» (Сказание о Борисе и Глебе). Глеба же как младшего обычно изображают юным и безбородым, с ниспадающими на плечи локонами волос.
Обычно на иконах братьев можно увидеть вместе, в полный рост, фронтально повернутыми к зрителю. Иногда вместе с ними изображается и князь Владимир, их отец. Другой тип икон – Борис и Глеб «на конях». Такой тип происходит от конных изображений святых воинов, особенно распространившихся в византийском искусстве с XIII века.

Обе иконы, о которых я хочу рассказать, написаны в XIV веке. Одна из них – новгородского происхождения. Написана в 1377 году, для церкви Бориса и Глеба «в Плотниках». Князья облачены в воинскую одежду – доспехи, пластинки которых украшены золотым ассистом, короткие плащи, сапожки. От традиционных образов святых воинов их отличают головные уборы – шапки, отороченные мехом.

1. свв. Борис и Глеб на конях. 1377г. Великий Новгород.
Образ отличает торжественный характер. Неспешно шествуют кони, словно неся своих седоков на триумф. Серо-зеленоватые горки на заднем плане такие маленькие, что создаётся ощущение полёта, надмирного шествия великанов-богатырей. Перед нами образ защитников, хранителей русской земли, небесных воинов Христовых, готовых заступиться за родную страну.

2.-свв.-Борис-и-Глеб-на-конях.-Вторая-половина-XIV-ве.-

Второй образ написан в Москве, происходит из Петропавловского придела Успенского собора Московского Кремля. Эта икона очень похожа на новгородскую; но мастер наполняет её немного другим содержанием. Обращает на себя внимание удлинённость пропорций доски, утончённость силуэтов коней и всадников. Они словно неслышно летят над крутыми уступами горок. Четкий ритм, присущий новгородской иконе, здесь словно сбивается: гнедой конь поднял ногу чуть выше, чем вороной; копья братьев слегка расходятся. Взгляд Глеба обращен на брата; с тревогой в глазах, он словно ищет поддержки у Бориса. Старший брат печально смотрит вперед, понимая, что им обоим грозит смерть от рук Святополка; но он тверд в своем решении, потому что выбирает путь Христа, путь любви и смирения.

3.-свв.-Борис-и-Глеб-на-конях.-Деталь.-Вторая-половина-XIV-века.-Москва.
В правом верхнем углу иконы изображён Христос, который с печальным ликом благословляет братьев. Интересно, что в новгородском образе, жизнеутверждающем и торжественном достаточно было изобразить лишь десницу Христа; в иконе московского мастера появляется вопрос – что делать? каким путём пойти? А ответ на этот вопрос даёт Бог:
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».(1-е Петра, 5:5)
«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.» (Лк 9:24)
«Праведники живут вовеки; награда их в Господе, и попечение о них у Вышнего». (Премудрость Соломона, 5:15)

Тропарь, глас 2:
Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреныи Романе, с незлобивым Давыдом. Несопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, души же коснутися не могущу. Да плачется убо злыи властолюбец. Вы же радующеся с лики ангельскими, предстояще Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 3:
Восия днесь преславная память ваю, благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающи нас, к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающе к раце мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая. Ва бо божественная врача еста.