Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!
С этой молитвой уже две тысячи лет люди взывают к Небесной Заступнице и Ходатаице перед Богом.
На Руси особенное почитание Богоматери начинается при князе Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукого. Решив поселиться в Суздальских землях, он берет с собой двустороннюю икону Богоматери с Младенцем, подаренную его отцу константинопольским патриархом Лукой Хризоверхом. В пути князь неоднократно служил перед ней молебны. Недалекоже от Владимира-на-Клязьме случилось чудо: кони стали, и никакими усилиями невозможно было сдвинуть их с места. Пораженный князь горячо молился Владычице, и Она явилась ему со свитком в руке, повелев поставить Свой образ во Владимире, а на месте явления построить обитель в память Её Рожества.
С этого времени начинают активно строится храмы, посвященные Богоматери. Много из них связаны с Влахернским храмом в Константинополе – местом положения Ризы Богоматери. Так, в самом Владимире Андрей Боголюбский строит на Золотых воротах надвратную церковь Ризоположения. Появляется на Руси праздник Покрова Пресвятыя Богородицы, также связанный с чудом Ризы Богоматери, строятся первые храмы, посвященные ему. Сама икона – теперь уже называемая Владимирской – прославляется многими чудесами и исцелениями.
В «Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери» образ уподобляется Ризе Богоматери, хранившейся в ротонде Агиа Сорос во Влахернах. Риза Богоматери не раз спасалаКонстантинополь от нападений. Владимирская икона Богоматери стала охранительницей всей Русской земли, явственно являя Богородицу защитницей русского народа.
Сегодня – 3 июня (21 мая по старому стилю) мы вспоминаем события, связанные с временем князя Василия III. В 1521 году крымские, ногайские и казанские татары во главе с Мехмет-Гиреемдвинулись на Русь. На пути к Москве они разоряли города, жителей убивали или продавали в рабство. Неожиданное нападение не позволило собрать войска. Всех страшило, что враг может дойти и до Москвы.
Разорив Коломенские и Московские земли, хан подошел к самому городу. Князь Василий в то время был вне города и собирал войска. Надеяться было не на что… В осажденной Москве находился митрополит Варлаам, который вместе с народом молился о спасении столицы и русской земли. В это время одной престарелой монахине было видение: из Кремля выходят святители и выносятВладимирскую икону Богородицы. Навстречу им – преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, которые умоляют их не уходить, а помолиться вместе о спасении Москвы. После пламенной молитвы святители вместе с иконой вернулись в Кремль.
Это видение стало известно многим людям, и вселило в них веру, что Матерь Божия не оставит русскую землю. Всем народом стали молиться перед Владимирской иконой Божией Матери – как в 1395 году, при нашествии Тамерлана.
И Бог не оставил прошения. По молитвам святых и народа крымские татары, не дожидаясь Василия III с войском, сами бежали из-под Москвы…
Интересно, что в этот же день мы чтим памятьсвятых Константина и Елены. Этим показывается значение Руси как нового оплота православия, наследницы Византийской империи, которая к тому времени пала. Как раньше Владычица чудесным образом спасала Константинополь, так теперь Она оберегает Москву.
Но нашествие хана, и особенно видение о уходе святителей из Кремля должны были стать грозным предупреждением народу, напоминанием о том, что и русское царство может пасть, если не покается и не обратится к Богу.
Сейчас возрождается Русь… Будем молиться Заступнице нашей и Владычице, Пресвятой Богородице, чтобы сохранила нас от внешних и внутренних врагов.
Тропарь, глас 4:
Днесь светло красуется славнейшии град Москва, яко зарю солнечную восприемшиБогородице Владычице чудотворную Твою икону. К ней же ныне мы притекающе, и молящеся Тебе взываем сице, о Пречюдная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы, от всех навет вражиих, и спасет душа наша, яко милосерд.
Кондак, глас 8:
К Взбранной Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице, в чистей совести верою утвердившесярусстии народи, невозвратно надежду имущепритецем, паче же к чюдотворному Ея и Пречистому образу, и возопием Ей, радуйся Невесто Неневестная.