ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛОВ

img_43891

Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам. Известны колокола были в Японии и Китае. Евреи использовали небольшие колокольчики для украшения одежд первосвященника (Исх. 28, 33-35) и (2Пар.4, 13.). У греков использовались небольшие колокола при храме Цибелы и Прозернины, которыми призывали к богослужению. Самым древним из известных является ассирийский колокольчик времени Салманассара 2 (860-824 до Р.Х.), из дворца Нинивея и хранится в Британском музее.

Первое применение колоколов при христианском богослужении, церковное предание относит к свт. Павлину, епископу Ноланскому (353-431). В сонном видении он видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали свт. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении. Исторические памятники Запада, впервые упоминают о колоколах лишь в VII в., при храмах в Риме и Орлеане. К VIII в. на Западе, благодаря Карлу Великому, колокола при церквях были уже широко распространены.

О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г. В Суздале "а то чудо подобно молитвою и верою епископа Иоанна, не исца мастеров от немец, но налице мастеры от клеврет св. Богородицы и своих, иных олову льяти…" В начале XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей. После нашествия татаро-монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло. В XIV в. литейное дело возобновляется в Cеверо-восточной Руси. Центром литейного дела становится Москва. Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению новгородского архиепископа свт. Макария весом в 250 пудов. Таких размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это событие огромной важности "такого николиже не бывало". В это время уже встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старо немецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального "ключа". В это же время появился и особый чин освящения колоколов. При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г., Богдан 1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов. Смутное время начала XVII в. остановило на некоторое время литейное дело, но со времени патриарха Филарета (Романова) это искусство опять возродилось. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно достигнув таких размеров, какого не знала Западная Европа. С этого времени для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров. Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров 1606 г., Игнатий Максимов 1622 г., Андрей Данилов и Алексей Якимов 1628 г. В это время русскими мастерами отливаются огромные по размерам колокола, поражавшие своими размерами даже опытных иностранных мастеров. Так в 1622 г. мастером Андреем Чоховым был отлит колокол "Реут" весом в 2000 пудов. В 1654 г. отлит "Царь колокол" (позднее перелитый). В 1667 г. отлит колокол в Савино-Сторожевский монастырь весом 2125 пудов.

В первые годы царствования Петра I колокольное дело не было успешным. Этому способствовало холодное отношение светской власти к Церкви. Указом царя от 1701 г. из церквей изымались колокола, для нужд армии. К маю 1701 г. в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов (в общей сложности более 90 тыс. пудов). Из колоколов было отлито 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. Но колокольная медь оказалась непригодной, и оставшиеся колокола остались невостребованными.

К 1917 г. в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тыс. пудов церковных колоколов. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.

После Октябрьского переворота 1917 г., церковные колокола стали особенно ненавистны новой власти. Колокольный звон считали вредным, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. По советскому праву все церковные здания, равно и колокола, перешли в распоряжение Местных советов, которые "исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению". Именно тогда появились инструкции наркомфинансовских подразделений "О порядке ликвидации церковного имущества". Секретными инструкциями разрешалось уничтожать часть культового имущества. Церковное имущество превращалось в существенную статью дохода (40% вырученных доходов шло в местный бюджет), что поощряло в свою очередь усиление атеистической политики, закрытие и снос церквей. Большинство церковных колоколов было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представлявших художественную ценность, была взята на учет при Наркомпросе, который распоряжался ими самостоятельно "исходя из государственных нужд".

К истории о колоколах в страрообрядчестве:

Как сообщал журнал «Церковь», 26 августа 1908 года совершено было торжественное молебствие на заводе Т-ва Оловянишникова в Ярославле по случаю отливки колоколов для колокольни при храмах Рогожского кладбища. Богослужение совершал священник Рогожского кладбища о. Iоанн Власов в сослужении дiакона о. Елисея Григорьева и хора певцов. За торжеством присутствовали попечители Рогожского кладбища Иван Петрович Трегубов, Иван Алексеевич Пуговкин и масса молящихся. Всех колоколов вылито три: 1-й - 1000 пудов, 2-й – 350 пуд. и 3-й - 200 пуд., пожертвованные Ф.Е.Морозовой, которой была послана телеграмма следующего содержания:

«Благодаренiе Богу! Сегодня благополучно состоялось литье колоколовъ во славу Вашего имени на вечное поминовенiе Вашихъ родныхъ и на процветанiе славныхъ рогожскихъ храмовъ. Благодарные: священникъ Iоаннъ Власовъ, дiаконъ Елисей Григорьевъ, Иванъ Трегубовъ, Иванъ Пуговкинъ, Оловянишниковы». А в воскресение, 19 октября 1908 года, на Рогожском кладбище состоялось освящение и поднятие 3 больших колоколов на вновь сооружаемую колокольню в память царских милостей, оказанных старообрядцам.
В 1993 году были завершены работы по восстановлению собора во имя иконы Казанской Божией Матери на Красной площади. Нам этот собор известен тем, что в 1652 году в нем служил протопоп Аввакум. Арестовали его прямо в соборе, во время всенощной. Так начался крестный путь священномученика и исповедника протопопа Аввакума за веру Христову. В 1990-ые годы мало кому было известно, что в качестве благовестника в звонницу был помещен колокол с Рогожского кладбища. Для его размещения в небольшой колокольне пришлось частично разобрать кирпичную кладку. Более того, делать это надо было спешно, ночью, т.к. староверам каким-то образом стало известно об этом колоколе.
2-1
(это колокол центральный)
В верхней части колокола литая надпись:
ЛЕТА 7416-е МЕСЯЦА АВГУСТА ВЪ 26 ДЕНЬ ПРИ ДЕРЖАВЕ ВЕЛИКАГО ГОСПОДИНА ЦАРЯ НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ВСЕЯ РОССIИ САМОДЕРЖЦА И ПРИ ГОСПОДИНЕ IОАННЕ АРХIЕПИСКОПЕ МОСКОВСКОМЪ СЛИТЪ СIЙ КОЛОКОЛЪ КЪ СВ. СОБОРНЫМЪ ХРАМАМЪ: РОЖЕСТВА И ВОСКРЕСЕНIЯ ХРIСТОВА, ПОКРОВА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ
321
Надпись продолжается в нижней, ударной части колокола:
И КЪ ПРIДЕЛЬНЫМЪ ПРЕСТОЛАМЪ СВ. ВЕЛИКИХЪ УГОДНИКОВЪ: СВ. НИКОЛЫ ЧУДОТВОРЦА И ПРЕПОДОБНАГО СЕРГIЯ РАДОНЕЖСКАГО, ЧТО ПРИ СТАРООБРЯДЧЕСКОМЪ РОГОЖСКОМЪ КЛАДБИЩЕ, ВЪ ЦАРСТВУЮЩЕМЪ ГРАДЕ МОСКВЕ, УСЕРДIЕМЪ ПОТОМСТВЕННОЙ ПОЧЕТНОЙ ГРАЖДАНКИ ФЕОДОСIИ ЕРМIЛОВНЫ МОРОЗОВОЙ, ВЪ ПАМЯТЬ УСОПШИХЪ СРОДНИКОВЪ ЕЯ: ИНОКА НИКОЛЫ, ГЕОРГIЯ, АНТОНIЯ, АЛЕКСАНДРА, САВВЫ, САВВЫ, ТИМОФЕЯ, IОАННА, ДИМИТРIЯ, IУЛIАНIИ, IУЛIАНIИ, ИРИНЫ, ИРИНЫ, АНАСТАСIИ, ПЕЛАГIИ, МАРIИ И МАВРЫ.
3333
4-_-4444
11
22
33
123
второй колокол (Вес 30 пудов).
В верхней части:
ЛЕТА 7417-е МЕСЯЦА АПРЕЛЯ ВЪ 28 ДЕНЬ СЛИТЪ КОЛОКОЛЪ СIЙ КЪ СВ. ВЕЛИКИМЪ СОБОРНЫМЪ ХРАМАМЪ: РОЖЕСТВА ХРИСТОВА, ЕГО ВОСКРЕСЕНIЯ И ПОКРОВА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ,1234
(в нижней части) ЧТО ПРИ СТАРООБРЯДЧЕСКОМЪ РОГОЖСКОМЪ КЛАДБИЩЕ ВЪ ЦАРСТВУЮЩЕМЪ ГРАДЕ МОСКВЕ ПРИ ЦАРЕ НИКОЛАЕ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ ВСЕЯ РОССIИ САМОДЕРЖЦЕ И ПРИ АРХIЕПИСКОПЕ МОСКОВСКОМЪ IОАННЕ УСЕРДIЕМЪ ПОТОМСТВЕННОЙ ПОЧЕТНОЙ ГРАЖДАНКИ ФЕОДОСIИ ЕРМIЛОВНЫ МОРОЗОВОЙ ВЪ ВЕЧНОЕ ПОМИНОВЕНIЕ ПО СРОДНИКАХЪ ЕЯ РАБЕ БОЖIЕМЪ ЕРМИЛЕ И РАБЕ БОЖИЕЙ МАРIИ. Т-ВО П.И. ОЛОВЯНИШНИКОВА С-ВЬЯ В ЯРОСЛАВЛЕ.111
Весу 30 пуд. 27 фун.
11
Третий колокол (вес 11 пудов)
ВЪ ЛЕТА 7417-е МЕСЯЦА АПРЕЛЯ ВЪ 28 ДЕНЬ СЛИТЪ КОЛОКОЛЪ СIЙ КЪ СВ. ВЕЛИКИМЪ СОБОРНЫМЪ ХРАМАМЪ: РОЖЕСТВА ХРИСТОВА ЕГО ВОСКРЕСЕНIЯ И ПОКРОВА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ, ЧТО ПРИ СТАРООБРЯДЧЕСКОМЪ РОГОЖСКОМЪ КЛАДБИЩЕ ВЪ ЦАРСТВУЮЩЕМЪ ГРАДЕ МОСКВЕ ПРИ ЦАРЕ НИКОЛАЕ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ ВСЕЯ РОССIИ САМОДЕРЖЦЕ И ПРИ АРХIЕПИСКОПЕ МОСКОВСКОМЪ IОАННЕ УСЕРДIМЪ ПОТОМСТВЕННОЙ ПОЧЕТНОЙ ГРАЖДАНКИ ФЕОДОСIИ ЕРМИЛОВНЫ МОРОЗОВОЙ ВЪ ВЕЧНОЕ ПОМИНОВЕНIЕ ПО СРОДНИКАХЪ ЕЯ РАБЕ БОЖIЕМЪ ЕРМИЛЕ И РАБЕ БОЖIЕЙ МАРIИ.
Т-ВО П.И.ОЛОВЯНИШНИКОВА С-ВЬЯ ВЪ ЯРОСЛАВЛЕ.
11
4-й колокол - ЗА УПОКОЙ РАБОВЪ БОЖIИХЪ ЕРМИЛА И МАРIИ
5-й колокол - ЗА УПОКОЙ РАБОВЪ БОЖIИХЪ ЕРМИЛА И МАРIИ
6-й колокол - ЗА УПОКОЙ РАБОВЪ БОЖIИХЪ ЕРМИЛА И МАРIИ
7-й колокол - ЗА УПОКОЙ РАБОВЪ БОЖIИХЪ ЕРМИЛА И МАРIИ
материал с источников:
1) http://www.pravoslavie.ru/sretmon/uchil/kolokola.htm
2) http://samstar.ucoz.ru/news/v_n_anisimova_pamjati_feodosii_ermilovny_morozovoj/2011-03-08-4536