Международный Старообрядческий Форум 2024

Представители Духовного Училища во главе с директором участвовали в работе Форума.

Представили доклады, участвовали во всех мероприятиях.

Тема: "Роль семьи в духовном воспитании подрастающего поколения у старообрядцев. На примере Юго-Востока Владимирской Губернии."

- Огромную роль в этом регионе играл историзм этого места. Муром впервые упоминается в 862 году – это один из древнейших городов Древней Руси.

Муром

– это целый Собор Святых Муромских

- Константин, Михаил и Федор – крестители языческой Муромы.

- Князь Глеб и епископ Василий Рязанский

- Илья Муромский

- Петр и Феврония Муромские, Юлиания Лазаревская, Мария и Марфа

С середины 17 века это:

- протопоп Муромский Логин

- Вязниковские святые

- Епископ Арсений Уральский.

Кроме этого огромную роль в духовном воспитании староверов сыграл епископ Владимирский и Иваново – Вознесенский Каллист – резиденция, которого находилась в г. Меленки – это начало 20 века. На примере этого богатейшего исторического наследия и воспитывалась крестьянская община староверов этого региона.

Знаменитый художник – старовер из г. Мурома И.С. Куликов  подарил миру большое количество картин, где отобразил жизнь староверов всего этого региона.

В Муромском музее сохранилась записная книжка старовера из с. Федурино, где дается богатейшая историческая картина региона.

- Большую роль играли иконописные центры. Это Палех, Мстера, Холуй и Павлово. Пример:

- Мастера из с. Палеха больше 25 лет (конец 18 века – начала 19 века) расписывали храмы Рогожского кладбища.

- В Покровском Храме Рогожского Духовного центра в г.Москве около 30% икон из Мстеры

- Есть иконы и из с. Павлово.

Вокруг этих иконописных сел в 19 веке появились офени. Многие из офеней были староверы – именно офени продавали иконы по всей Российской Империи.

Многие из них, разбогатев, оставили о себе хорошую память в Сибири:

Барнаул и Бийск – Купцы Морозовы

Красноярск – Купцы Гадаловы

Томск – Купцы Толкачевы

В г. Ковров несколько лет назад появился музей Офеней.

Об Образовании старообрядцев.

Семьи у староверов всегда были большие, и что удивляло новообрядческих миссионеров все были грамотные. С 5 лет мальчиков воспитывал отец, а девочками больше занималась мать.

В старообрядческих семьях всегда было много книг, был там и Домострой, Великая книга Сильвестра Медведева 16 век принятая на Стоглавом Соборе. По этой Великой книге воспитывалось не одно поколение староверов.

В 19 веке появляются по всей России вначале церковно-приходские иконы, а затем земские. Староверы отдавали своих детей в эти учебные заведения – там дети получали основные знания.

А вот устав, крюковое пение, история старообрядчества давалась дома родителями или специально обученными мужчинами, которые учили и мальчиков, и девочек.

О воспитании.

Снискание Царствие Небесное – это было и есть главное в воспитательном процессе в семьях староверов. Огромную роль в духовном воспитании кроме семьи играла крестьянская община. И радость, и беду встречали совместно. 2 примера из жизни моих предков.

  1. В 1831 году три старовера от Меленковского Уезда Еплов, Матвеев, Малышев, шли на Рогожское кладбище, чтобы принять участие в секретном соборе. До Москвы они не дошли – были задержаны во Владимире и посажены на шесть месяцев во Владимирский централ. Их спрашивали – Куда шли? Не сказали.
  2. Мой прадед Федор Моисеевич Жидоморов возвращаясь домой из г. Меленки умер в 1914 году. Моя прабабка Васса Сергеевна Жидоморова – осталась одна с 5 дочерьми. Община во всём помогла. Помогла с 40 га земли, с обучением детей. Вот значение общины.

Духовное училище МСДУ.

Ему уже двадцать лет. Из училища выходят головщики и уставщики. Обучение как очное, так и заочное. Обучение, проживание, питание бесплатное. Стараемся жизнь студентам сделать похожей на жизнь старообрядческой общины.

Шатохин А.И.