Представители Духовного Училища во главе с директором участвовали в работе Форума.
Представили доклады, участвовали во всех мероприятиях.
Тема: "Роль семьи в духовном воспитании подрастающего поколения у старообрядцев. На примере Юго-Востока Владимирской Губернии."
- Огромную роль в этом регионе играл историзм этого места. Муром впервые упоминается в 862 году – это один из древнейших городов Древней Руси.
Муром
– это целый Собор Святых Муромских
- Константин, Михаил и Федор – крестители языческой Муромы.
- Князь Глеб и епископ Василий Рязанский
- Илья Муромский
- Петр и Феврония Муромские, Юлиания Лазаревская, Мария и Марфа
С середины 17 века это:
- протопоп Муромский Логин
- Вязниковские святые
- Епископ Арсений Уральский.
Кроме этого огромную роль в духовном воспитании староверов сыграл епископ Владимирский и Иваново – Вознесенский Каллист – резиденция, которого находилась в г. Меленки – это начало 20 века. На примере этого богатейшего исторического наследия и воспитывалась крестьянская община староверов этого региона.
Знаменитый художник – старовер из г. Мурома И.С. Куликов подарил миру большое количество картин, где отобразил жизнь староверов всего этого региона.
В Муромском музее сохранилась записная книжка старовера из с. Федурино, где дается богатейшая историческая картина региона.
- Большую роль играли иконописные центры. Это Палех, Мстера, Холуй и Павлово. Пример:
- Мастера из с. Палеха больше 25 лет (конец 18 века – начала 19 века) расписывали храмы Рогожского кладбища.
- В Покровском Храме Рогожского Духовного центра в г.Москве около 30% икон из Мстеры
- Есть иконы и из с. Павлово.
Вокруг этих иконописных сел в 19 веке появились офени. Многие из офеней были староверы – именно офени продавали иконы по всей Российской Империи.
Многие из них, разбогатев, оставили о себе хорошую память в Сибири:
Барнаул и Бийск – Купцы Морозовы
Красноярск – Купцы Гадаловы
Томск – Купцы Толкачевы
В г. Ковров несколько лет назад появился музей Офеней.
Об Образовании старообрядцев.
Семьи у староверов всегда были большие, и что удивляло новообрядческих миссионеров все были грамотные. С 5 лет мальчиков воспитывал отец, а девочками больше занималась мать.
В старообрядческих семьях всегда было много книг, был там и Домострой, Великая книга Сильвестра Медведева 16 век принятая на Стоглавом Соборе. По этой Великой книге воспитывалось не одно поколение староверов.
В 19 веке появляются по всей России вначале церковно-приходские иконы, а затем земские. Староверы отдавали своих детей в эти учебные заведения – там дети получали основные знания.
А вот устав, крюковое пение, история старообрядчества давалась дома родителями или специально обученными мужчинами, которые учили и мальчиков, и девочек.
О воспитании.
Снискание Царствие Небесное – это было и есть главное в воспитательном процессе в семьях староверов. Огромную роль в духовном воспитании кроме семьи играла крестьянская община. И радость, и беду встречали совместно. 2 примера из жизни моих предков.
- В 1831 году три старовера от Меленковского Уезда Еплов, Матвеев, Малышев, шли на Рогожское кладбище, чтобы принять участие в секретном соборе. До Москвы они не дошли – были задержаны во Владимире и посажены на шесть месяцев во Владимирский централ. Их спрашивали – Куда шли? Не сказали.
- Мой прадед Федор Моисеевич Жидоморов возвращаясь домой из г. Меленки умер в 1914 году. Моя прабабка Васса Сергеевна Жидоморова – осталась одна с 5 дочерьми. Община во всём помогла. Помогла с 40 га земли, с обучением детей. Вот значение общины.
Духовное училище МСДУ.
Ему уже двадцать лет. Из училища выходят головщики и уставщики. Обучение как очное, так и заочное. Обучение, проживание, питание бесплатное. Стараемся жизнь студентам сделать похожей на жизнь старообрядческой общины.
Шатохин А.И.