Вопрос: Нужно ли бояться бесов?
Ответ: Отвечая на этот вопрос своим ученикам, св. Антоний Великий говорил: «Бояться надо Бога и Его грозного Суда, а бесов не нужно бояться, даже если они наступают на вас и грозят смертью, ибо они бессильны против нас и ничего не могут сделать нам – только пугать».
Когда на землю пришел Исус Христос, то дьявол был побежден, его сила ослабела, и теперь он может только угрожать людям, но не может ничего нам сделать без нашей воли, так что надо не обращать внимания на его козни и презирать его немощь. После победы Христа дьявол уподобился цепному псу, который хоть и опасен, но находится на цепи и может причинить зло лишь тем, кто добровольно подойдет к нему.
Бесы имеют злую волю, и у них нет иного занятия, кроме как вредить добродетельным и боголюбивым людям. Чтобы оберегаться от бесов и противиться им, надо вести такой образ жизни, который невыносим для них. Перед христианами демоны должны трепетать.
Спаситель даровал нам, христианам, силу побеждать бесовские козни, когда сказал Своим ученикам: «Даю вам власть наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражью» (Лк. 10, 19). Тот не может быть побежден от дьявола, в ком живет Христос, победитель дьявола.
Никто не может быть обольщен дьяволом, если не захочет дать ему согласие на грех своей волей, ибо сказано апостолом: «Противьтесь дьяволу, и бежит он от вас».
Бесы лишены возможности сделать что-либо с нами насильно, то есть против нашей воли, поэтому они только искушают, пугают и грозят. Ведь, если бы они могли, то немедленно обрушили бы на верующих все свое зло, ибо они, одержимые злобою и ненавистью, всегда готовы враждовать с нами. Вот сейчас мы свободно говорим и пишем об их злодействах и немощах, и видим, что они даже и в этом не могут помешать нам и хотят показать, что их как бы нет в природе. Если бы у них была сила, то, несомненно, ни одному христианину они не дали бы житья, но, будучи не в силах что-либо сделать по своему хотению, они только скрежещут зубами из-за своего бессилия.
Их немощь подтверждается и тем, что они, чтобы смутить отшельников, наступают с шумом и криками (так ведут себя хулиганы или шайка разбойников), создают лживые видения, принимают страшный облик, но затем отступают. А ведь всякий, у кого есть власть и сила, не притворяется, не шумит впустую, а открыто и напрямую пользуется своею властью, как желает. Бесы пытаются пугать нас, как детей, шумом и призраками. Но этим они показывают лишь свое бессилие.
Вспомним, что с праведным Иовом дьявол не мог ничего сделать, и если бы не получил позволение от Бога, то никогда бы не смог причинить Иову страдания.
Дьявол не властен даже над скотиной, если не допустит ему Господь. В Евангелии повествуется, что бесы с трепетом просили Господа позволить им войти в свиней. Следовательно, если даже в животных они не могут войти без позволения Господа, то тем более не могут ничего сделать с людьми, имеющими страх Божий. Бог попускает бесовским силам искушать нас для того, чтобы мы, постоянно ожидая дьявольских козней, не переставали бодрствовать и трезвиться и в своей постоянной борьбе с духами злобы одерживали победы с Божией помощью.
Бояться нужно только Бога, а бесов нужно презирать! Если они начинают затевать что-то против нас, то, значит, нам просто следует усилить духовный подвиг. Великое оружие против нечисти, по слову Спасителя, пост и молитва, и богоугодная жизнь. «Молитва верующих есть величайшее мучение и ужас для злых духов», – пишет преподобный Нил Синайский.
Бесы боятся и ненавидят нестяжание, безмолвие, нищелюбие, безгневие, а особенно кротость, смирение. В побеждающей силе смирения признался сам гордый дьявол при встрече со св. Антонием Великим, сказав ему: «Многих я ввел в искушение, многих обольстил, но теперь я побежден твоим смирением». Преподобный наставлял братию: «Пребывайте в неослабном духовном внимании и непрестанной борьбе с очень хитрыми врагами – бесами, которые все время во множестве окружают нас со всех сторон».
Бесы иногда принимают образ ангелов, будто бы поют псалмы, призывают молиться, но нельзя верить им, они поступают так, чтобы сбить нас с толку. Создав мнимые видения своей святости, они призывают поклониться им. Христос предостерегает нас, чтобы мы не были обмануты дьяволом, и наставляет Своим примером. Так, когда лукавый приступил к Исусу, пытаясь Его прельстить, чтобы Он поклонился ему, то Господь сказал: «Отойди от Мене сатана, ибо написано: Господу Богу одному покланяйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10).
Бес может принять даже образ Христа, чтобы прельстить человека, но надо помнить слова Христа: «Если кто скажет вам, вот здесь Христос или там, не верьте» (Мф. 24, 23). Из жития святых мы знаем, что многие подвижники претерпели от бесов поругание, приняв за истину мнимый образ Христа, внушенный бесами. Нам надо знать – мы не имеем возможности лицезреть Его.
Святые, когда им что-то внушали бесы, говорили слова псалма: «Аз же, яко глух, не слышах и, яко нем, не отверзая уст своих» (Пс. 37, 15). Нам не нужно слушать демонов, вступать с ними в диалог, а тем более стараться задобрить их, угодить им, потому что они абсолютно враждебны нам; будем помнить, что они коварны и злы и весьма опытны в злых делах.
С Божией помощью нетрудно распознать, где благое Божие наставление, а где злое бесовское. Нашествие лукавых духов обычно вселяет в душу трепет и страх, от испуга человек не может собраться с мыслями, не может помолиться и тем отогнать бесов, а видя это, бесы усиливают испуг. Опытные подвижники советуют: если демоны явятся к вам, сотворите крестное знамение, потом оградите стены жилья крестом, помолитесь «Да воскреснет Бог» или «Живыи в помощи» (Пс. 90), и они сразу исчезнут.
Бесы трепещут перед знамением Креста, ибо на Кресте Господь уничтожил силу вражью, сойдя во ад, разрушил его власть и связал сатану, лишил его возможности беспрепятственно губить людские души. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Крест – это благодать Божия и знамение для верных, и страх для злых духов».
«Своей жертвой Христос искупил нас от тирании дьявола, который оказался крепко связанным и выставленным на поругание, – пишет св. Григорий Палама, – будем же и мы, подражая Христу своей праведностью, одолевать князя тьмы, отражая его нападение и подстрекательство к дурным страстям. И хотя Христос победил и связал начальника зла, однако допускает ему нападать извне, чтобы обновленный человек, живя в добродетели и покаянии, перенося страдания, тем закалился и приуготовил себя в сем веке к обретению будущих благ небесных».
В заключение хотелось бы привести пример борьбы с бесами из жития святых отцов.
«Старец поселился в идольском капище. Ему явились бесы и стали тащить его наружу. Как только старец поравнялся с дверью, он закричал: «Исусе, помоги!» И бес тотчас отпустил его и исчез. Старец начал плакать. Голос свыше спросил его: «Что ты плачешь»? «Я плачу потому, что бесы дерзают, хватают человека и творят с ним такое», – ответил старец. Господь сказал: «Ты сам виноват, что сразу не позвал Меня, как только ты Меня позвал, Я сразу пришел к тебе». Преисполнившись радости и благодарности, старец вернулся к своей благоугодной работе.
Старца спросили: «Что делать, когда ночью нападает страх»? Старец ответил: «Город боится ночных набегов варваров, но если жители знают, что в городе есть войско и военачальник, то они уже не боятся, зная, что о них позаботятся. Так и мы, если веруем в Бога, не будем бояться нападения бесов. Ибо Бог посылает нам Свою помощь и рассеивает всех наших врагов».