14 октября по новому стилю Святая Церковь празднует Покров Пресвятыя Богородицы.
В основу этого праздника легло событие, произошедшее, согласно житию святого Андрея Юродивого (Х в.), в константинопольском Влахернском храме, хранившем величайшую святыню христианского мира – ризу Пресвятой Богородицы.
В те времена столица Византии была осаждена сарацинами. Спасаясь от врагов, многие жители города укрылись в храме в надежде на милость и заступничество Царицы Небесной. Во время всенощной блаженному Андрею и его ученику Епифанию было видение. Сопровождаемая ангелами, Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, Богородица по воздуху пришла царскими вратами; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор (плат), и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор (др.-греч. ἠλέκτωρ — лучезарное светило, солнце, огненная стихия, (космический) огонь). Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.
Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.
Я хочу рассказать об одной из икон, посвящённой этому празднику. Образ Покрова Пресвятыя Богородицы написан в 15-16в (14-15в – по различным датировкам) в Новгороде и передан из кельи архиепископа Мелетия в Покровский Рогожский кафедральный собор.Икона Покрова Пресвятыя Богородицы, 15-16в, Новгород. Находится на Северной стене Покровского кафедрального собора на Рогожском кладбище.
Древний мастер, написавший эту икону, изобразил внутренний вид трёхнефного пятиглавого собора, собственно его восточную – алтарную часть. Над Царскими вратами – стоящая на оранжево-красном облаке Богоматерь с воздетыми к небу руками. Такой тип изображения святых носит название Оранты (молящейся). Над нею – покров того же цвета, несомый двумя ангелами. Над покровом – благословляющий Спаситель.
В средней части иконы, в зоне алтаря представлены: слева свв. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий, узнаваемые по характерным чертам, справа - ангелы. Тем самым подчёркивается единение земной и небесной Церкви в общей молитве.
В нижней зоне, показывающей основное пространство храма, слева изображён св. Иоанн Предотеча с развернутым свитком и пятеро апостолов, справа – указующий на Богородицу и покров св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний с раскрытой книгой. У блаженного Андрея мы видим очень выразительный жест руки – он сразу направляет взгляд зрителя на Богоматерь. Если сравнить наше изображение с другими иконами Покрова, можно отождествить стоящих справа персонажей со св. Димитрием Солунским и Георгием Победоносцем. Святые воины имеют характерные причёски, и одеты в парадные одежды придворных.
На нашей иконе надписи на свитке Иоанна Предтечи и книге Епифания не сохранились. Обычно у Епифания пишут текст его взволнованной беседы с Блаженным Алексием: «Виде ли чадо подивишися Госпожу нашу Святую Богородицу молящ…», а у Иоанна – текст одного из его пророчеств («Се Агнец Бжи <Божии> взем…», «покайтеся приближ…», и др.)
Симметричная композиция иконы отличается необычайной ясностью и простотой. К этому надо добавить праздничный колорит смелого сочетания красок иконы, особенно свойственный живописи мастеров Новгородской школы: оранжево-красные и насыщенные зелёные тона, а также желтые и коричневые охры разбросаны сияющими пятнами. Личное письмо (лики и руки святых) значительно более плотное, и тёмное.
Одна из необычных деталей иконы – изображение оконниц с круглыми отверстиями в барабанах глав храма. Такой формы окна часто встречаются в древних Новгородских памятниках архитектуры.
Форма передаётся почти исключительно графическими средствами. Рисунок складок местами сбивчивый, ритмика упрощенная. Но иконнику удалось сохранить основные черты образца - ясность соотношения частей, тональную целостность.
Праздник Покрова, как указывает известный учёный Н. П. Кондаков, был установлен первоначально на Руси и в некоторых древних минеях называется даже прямо «новым».
Следует считать, что он был установлен при Андрее Боголюбском. Самое древнее изображение Покрова находится на западных вратах Суздальского Рождественского собора начала 13в.
Покров Богоматери, конец 15 века. Происходит из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале. Владимирско-Суздальский музей-заповедник.
К началу следующего столетия оформилось 2 варианта изображения Покрова Пресвятой Богородицы – так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках. Примечательно, что архитектура заднего плана передает общие черты Влахернской церкви, являющейся базиликой. В «новгородском» варианте плат поддерживают ангелы, а не Сама Богородица, представленная над закрытыми царскими вратами внутри храма, увенчанного пятью главками. Новгородцы помещали действие чуда внутри кафедрального собора Святой Софии, а не в историческом пространстве базилики.
Строгая симметрия в расположении фигур и архитектурных деталей, присущая Покровским иконам, служит для выражения внутреннего единения, праздничной соборности. Все лица обращены к Богородице в едином светлом порыве. Она и является чудесным покровом, чья защита дарована всему роду человеческому. В этом и заключается главный смысл иконы Покрова Пресвятыя Богородицы.
Автор - Мария Чекушина.
Покров Пресвятыя Богородицы (память 1 октября по ст. стилю)
Тропарь, глас 4:
Днесь благовернии людие светло празднуют, осеняеми Богомати твоим пришествием, и к твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголют, покрый нас честным си покровом. И избави нас от всякаго зла, молящи сына своего Христа Бога нашего, спастися душам нашим.
Кондак, глас 3:
Девая днесь предстоит в церкви. И с лики святых, невидимо за ны молится Богу, ангели со святители покланяются, апостоли же с пророки ликоствуют. Нас бо ради Богородица молит превечнаго Бога.