Вход Господень в Иерусалим Церковь вспоминает в воскресенье шестой недели Великого Поста, перед Страстной седмицей. Описание этого события есть у всех четырёх евангелистов.
Жители Иерусалима, уже много слышавшие о чудесах Христа, и, особенно, о недавно произошедшем чуде воскресения Лазаря, радостно вышли встречать грядущего Мессию. Как описывает евангелист Матфей, «Множайшии же народи, постилаху ризы своя по пути. Друзии же резаху ветви от древ, и постилаху по пути. Народи же, преходящии Ему и вследствующии, зваху глаголюще, осанна Сыну Давыдову, благословен Грядыи во Имя Господне, осанна в вышних» (Мф 21:8-10). Но искренняя радость простых людей, уверовавших в пришедшего Мессию, только раздражала фарисеев и книжников; в своём озлоблении они даже решили убить Спасителя, а также и воскрешённого Лазаря – потому что он самим своим существованием являл неопровержимое свидетельство Божественной силы Христа. Отсюда и возникает некая двойственность события: с одной стороны, это момент самого торжественного приветствия Христа – как Царя и Мессии; с другой стороны, это начало Его страстного пути.
В собрании Покровского собора на Рогожском кладбище есть очень красивая икона, посвящённая этому празднику. Холодноватые, мерцающие цвета, пластичность образов, внутренняя экспрессия ликов при внешнем их спокойствии позволяют отнести образ к тверской школе иконописи. Объёмность и выразительность ликов достигнута сочетанием тёмно-оливкового санкиря и плотного, светлого вохрения, по которому положены мягкие розоватые подрумянки и точные белильные оживки.
Вход Господень в Иерусалим. Из собрания Покровского собора на Рогожском кладбище. Тверская школа иконописи.
Уже ставшая обычной к XV веку иконография дополняется здесь новыми деталями, придающими определённый смысловой оттенок иконе.
Традиционно слева изображается Елеонская гора, в центре – пальма, с которой дети (на этой иконе их четверо) рвут ветви. Справа – Иерусалим, в центре которого виднеется трёхъярусный Иерусалимский храм. Христос едет на молодом ослёнке; позади него шествуют апостолы. Из города навстречу им выходят иудеи – и старики, и юноши, и женщины, и даже дети. Несколько детей кладут под копыта осла свои одежды. Внизу иконы мы можем заметить, как один из мальчиков помогает другому вытащить из ноги занозу. Этот известный ещё с античности сюжет всегда является символом страданий.
Христос не смотрит на жителей Иерусалима, вышедших к нему навстречу. Его лик обращён к апостолам. Он словно делится с учениками своими скорбными мыслями о судьбе города: «И яко приближися, видев град, плакася о нем, глаголя, яко аще бы разумел и ты в день сей твой, еже к смирению твоему. Ныне же скрыся от очию твоею. Яко приидут дние на тя, и обложат врази твои острог о тебе, и обыдут тя, и объимут тя всюду, и разбиют тя, и чада твоя в тебе. И не оставят камень на камени в тебе, понеже не разуме времени посещения твоего.» (Лк 19:41-44)
В целом икона несёт скорее печальный, чем радостный настрой. Печален лик Христа; напряжены и сосредоточены апостолы. От самого Иерусалима веет холодом. Его каменные, будто мёртвые, особенно в сравнении с живыми, подвижными горкой и деревом, стены, не предвещают ничего хорошего. Город словно закрылся от Христа.
На ликах иудеев написаны самые разные чувства: от внимания и теплоты до недоверия и даже неприязни. Особенно выделяется лик длиннобородого священника, протягивающего к Христу пальмовые ветви. Он с надеждой смотрит на Сына Божьего, видя в нём истинного Спасителя.
С упованием и трепетною верою обратимся и мы ко Христу, восклицая: Осанна в вышних!
Автор - Мария Чекушина