Сегодня мы вспоминаем святых апостолов Петра и Павла. Их называют первоверховными апостолами, столпами Церкви.
У каждого из них был свой путь ко Христу.
Петр – простой галилейский рыбак; Павел – по рождению римский гражданин, образованнейший книжник и фарисей. Петр одним из первых стал учеником Христа, и сопровождал Его во всём служении, был даже удостоен чести быть со Христом в самые важные моменты Его земной жизни; но отрёкся от Спасителя, и лишь трижды исповедав любовь ко Христу, был возвращён в апостольство. Павел же изначально был ярым гонителем христиан: когда Павел, тогда ещё носивший имя Савл, направлялся в Дамаск для расправы с христианами, ему явился Христос, и спросил его: «Савле, Савле! Что Мя гониши?» (Деян. 9:4). После этого Павел осознал, что Мессия, которого он так ждал, и есть Христос. Вся его жизнь с этого момента была посвящена проповеди Евангелия.
Вера во Христа объединила их. В своём служении они дополняли друг друга: Петр проповедовал иудеям, Павел – язычникам; Петр устроил Церковную иерархию, Павел растолковал и объяснил учение Христа в своих посланиях. Главными чертами, сделавшими апостолов похожими, стали искренняя любовь ко Христу, горение духа, непримиримость в вопросах добра и зла.
С самых ранних времен распространяется совместное почитание святых апостолов. На Руси одной из первых икон, изображающей вместе Петра и Павла, является образ, созданный для иконостаса Софии Новгородской.
Вероятнее всего, он написан в первой половине XI века. Величавые фигуры апостолов плотно вписаны в пространство доски. Лики их чуть повернуты друг к другу, словно они о чём-то беседуют. В руках Петра – свиток и жезл, символы апостольской проповеди; также в левой руке он держит ключи от Царствия Небесного – указание на особую роль апостола Петра в деле устройства Церкви: «…ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не удолеют ей. И дам ти ключа Царства Небесного…» (Мф.16: 18-19). Апостол Павел бережно придерживает книгу с золотым обрезом – она напоминает и о Евангелии, и о посланиях самого Павла. Правой рукой Петр указывает на Христа, написанного в верхней части иконы; на самой иконе Его изображение сохранилось очень плохо, но первоначальную композицию мы можем восстановить из оклада, который был выполнен практически одновременно с иконой – Христос, изображённый погрудно, левой рукой держит Евангелие, правая сложена в благословляющем жесте.
Особенное впечатление производит живопись иконы. Сияющие, сильно разбеленные одежды апостолов притягивают взгляд игрой красок, переливами света и цвета. Синие хитоны апостолов дробятся многочисленными складками, более плотная ткань гиматиев ложится мягкими волнами. Изначально золотой фон оттенял богатство красок сиянием.
Во второй половине XVI века лики, руки и ступни ног апостолов, также как и Лик Христа, были вырезаны вместе с грунтом, и заново написаны. Но художник постарался учесть стилистические особенности древнего изображения: скульптурно вылепленные, округлые лики, задумчивые взгляды мягких больших глаз отсылают нас к древним образцам византийского искусства.
Мученическая смерть была своеобразным условием апостольства. И Петр, видевший Распятие Христа, и Павел, сам гнавший христиан, это прекрасно понимали. Но это не останавливало их; с ещё большей решимостью они несли миру Свет Евангелия, и радостно шли на страдания за Христа.
Оба апостола закончили свою жизнь 29 июня (12 июля по новому стилю), с разницей в один год: Петр был распят на кресте вниз головой, Павлу усекли голову мечом.
Тропарь, глас 4:
Иже апостолом первопрестольницы, и вселенней учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 2:
Твердыя и боговещанныя проповедателя, верх ученик Твоих Господи. Прият в наслаждение благих твоих покоя. Труды бо онех и смерть прият, паче всякаго приношения, едине сведыи сердечная.