Иконография Крещения Христова сложилась на основе Евангельских текстов. Все четыре евангелиста (Мф.3:13–17; Мк.1:9–11; Лк.3:21–22; Ин.1:29–34).) описывают омовение Христа пророком Иоанном Крестителем в Иордане.
Это событие, как и Сретение, устанавливает преемственную связь между Ветхим и Новым Заветом. Иоанном Предтечей оканчивается плеяда пророков; в мир пришёл Тот, о котором они предвозвещали, которого столько лет ждали. Все пророчества исполняются на Нём; сам Иоанн Предтеча, которого народ почитал за его несомненную святость чуть ли не Мессией, свидетельствует о Христе: вот Он, истинный Мессия, Ангец Божии, «вземляи грехи всего мира».
В отличие от уравновешенных и спокойных композиций Рожества Христова, передающих тихую радость пришествия в мир Спасителя, образы Крещения более подвижные. Склонились ангелы; прикасается рукой к главе Христа Предотеча; Спаситель выходит из вод; спускается с небес в образе голубя Святой Дух. Горы словно раздвигаются, чтобы дать простор Иордану; воды клубятся и движутся… Всё – во вневременном покое, и одновременно – в движении жизни. Интересно, что это прослеживается и в песнопениях праздников: для Рожества Христова характерна спокойная торжественность мелодий, песнопения же Богоявления, в особенности – ирмосы, несут совсем другое настроение: они пронизаны волнением соприкосновения человечества и Бога, трепетом земли перед пришедшим Владыкой.
«Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…» Это слова из 113 псалма. Это – о странствиях народа избранного, о переходе через Чермное море и Иордан; событие, которое и в Новом Завете (1 Кор.10,1-2), и в творениях святых отцов понималось, как пророческое указание на Крещение. На иконах в качестве отсылки к тексту псалма часто изображались фигурки стремительно уплывающих мужчины – персонификации Иордана и женщины - моря. У этих персонажей есть и ещё один смысл: они как языческие «боги», которые на самом деле являются слугами диавола, не могут вытерпеть присутствия Владыки, и бегут от Него.
В образах Богоявления запечатлевался главный смысл события – явление миру одного из лиц Святой Троицы, о котором Отец и Святой Дух свидетельствуют. Дух Святыи изображается, согласно евангельскому тексту, в виде голубя, спускающегося с небес на Христа; глас Бога Отца чаще всего изображался в виде благословляющей Десницы в небесном сегменте; в раннехристианском искусстве, неразрывно связанном с античным, жесты рук связывались с жестами ораторов, и являлись зримым отображением речи. В XVI-XVII веке в иконе Богоявления ту же функцию начинает выполнять изображение Бога-Отца со свитком в руке: «Се есть Сын Мой возлюбленныи…»
Крещение неразрывно связано с Воскресением Спасителя. Об этом пишет и апостол Павел: «Елицы во Христа Исуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим. 6, 3-4)
Иконописцы в изображениях Крещения вводили мотивы, напоминающие о Погребении Спасителя и Сошествии во ад. Так, с погребением ассоциировались изображения Христа, погруженного под воду с головой, а с Сошествием во ад – изображения Христа, стоящего в Крещении на подножии, напоминающем попираемые врата ада.
В псковской иконе начала XIV века изображены два легендарных источника Иор и Дан, при слиянии которых образовалась река Иордан. Скалистый берез со всех сторон окружает фигуру Христа; таким образом, Спаситель оказывается как бы заключённым в ущелье, напоминающее пещеру ада.
Интересно, что цвет неба, фона иконы, совпадает с цветом Иордана и его истоков. Вода словно отражает в себе небо: через зрительные образы художник раскрывает тайну освящённости воды Небом. Водная стихия, со времён потопа вселяющая страх в души людей, теперь даёт людям новое рождение.
Христос принимает крещение покаяния не для очищения грехов – ведь как безгрешный Бог Он не имел их – а чтобы исполнить «всякую правду». Это – Божия правда, указывающая путь всем людям: в Церковь Христову можно прийти только через таинство Крещения.
Тропарь, глас 1:
Во Иордане крещающутися Господи, тройческое явися поклоняние. Родителев бо глас свидетельствоваше ти, возлюблена Тя Сына именуя. И Дух в видении голубине, извествоваше словеси утвержение. Явлеися Христе Боже наш, и мир просвещеи, слава Тебе.
Кондак, глас 4:
Явился Еси днесь вселенней, и свет Твой Господи знаменася на нас, в разуме поющих Тя. Прииде и явися свет неприкосновенныи.
Список иллюстраций:
1. Двусторонняя икона-таблетка (оборот – Сретение). Из комплекта «Троицких таблеток». Вторая четверть XV в.
2. Аллегория Иордана. Деталь иконы Крещения из праздничного чина Успенского собора во Владимире, московская школа, 1408г. (из картинки В)
3. Крещение Господне, миниатюра из минология Василия II, X в.
4. Икона Крещения из праздничного чина церкви Николы погоста Любятово в Пскове, псковская школа, первая половина XVI в. (с Саваофом)
5. Икона Крещения, возможно происходит из церкви Успения с Пароменья в Пскове, псковская школа, начало XIV в.