Чем различаются душевный и духовный человек?

Ответ:

Слова «душевный» и «духовный» звучат схоже. В обыденном понимании, для многих слово «духовный» подразумевает то, что связано с религией или саном священства. А «душевным» называют радушного, доброго человека.

Богословское понимание этих слов отличается от мирского.

Апостол пишет о душевном человеке: Это люди… душевные, не имеющие духа (Иуд. 1, 19), и еще: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иак. 3, 15).

Отпадший от Бога человек в лице Адама и Евы стал душевным, ветхим, приложился к скотам бессмысленным и уподобился им (Пс. 48), хотя и этот человек имеет душу от Бога, но не желает приблизиться к Богу. Ветхий человек порабощен грехом, служит своей плоти, пребывающей в страстях. По определению апостола: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор. 2, 14). Плотской же человек в своем состоянии находится еще ниже душевного, это почти животное. Плотской человек грубее, чем душевный, более материален, слабее верует или вовсе не верует в Бога. Господь определяет это состояние такими словами: Не имамы Дух Мой пребывати в человецех сих вовеки, зане суть плоть (Быт. 6; 3). Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство (Гал. 5, 19). Падение плотского человека может доходить до омерзительных страстей и даже убийств.

Определение «ветхий человек» можно отнести к душевному и плотскому, оба еще не обновились и находятся в падшем состоянии праотца Адама. Их идеалы занижены: хорошая еда, отдых, развлечения, путешествия, смотрение телевизора и так далее, и почти полное отсутствие заботы о душе, о вечной жизни, о Боге. Большинство людей читают или смотрят что-то развлекающее или услаждающее слух и зрение, через это питая свои страсти. Нет у таких людей влечения к чтению духовных книг, к пребыванию в Церкви, к покаянию. Душевный или плотской человек лишен возможности оценить греховное искажение своей души.

Естественную радость или сострадание к ближним душевный человек может воспринимать как духовное проявление, доводя эти чувства порой до восторга или до истерики. Даже в религии душевный человек подменяет духовность эмоциональностью, раздражением нервов, вплоть до психического расстройства. Святые отцы называют это «прелестью».

Душевный человек вместо исполнения делом, словом, мыслию заповедей Божиих порой пребывает в нервном возбуждении, волнении чувств, иллюзорных ощущениях, считая это за богоугодное и даже благодатное дело, как это имеет место у католиков и протестантов.

Господь прямо говорит: «Меня кто любит, тот исполняет заповеди Мои» (Ин. 14, 21), а душевный человек, слыша призыв Христа последовать Его крестному пути, как бы выражает Ему недоверие, говоря: моя любовь к Тебе, Господи, в проливании слез, в истерическом сострадании при виде Твоих мучений на кресте, а не в покаянии, в исполнении Твоих заповедей.

Душа человека есть образ Божий. Просветившись благодатию, полученной в таинстве крещения, человек восстанавливается как личность, соединяющая себя и весь мир, всю вселенную и самого Бога. Преображенный духовный человек законным путем приобретает познание истины, становится способным свободно выбирать и делать добро.

Земной путь каждого человека, по сути, есть преображение себя через святое крещение и с помощью благодати Божией из плотского и душевного человека в духовного, обоженного, нового вечного жителя Небесного Царства Божия. Обновляется христианин (и только христианин) исполнением всех заповедей Божиих и покаянием – постоянным, глубоким, приводящим к смирению и молитве мытаря: «Боже милостив буди мне, грешному».

Духовный человек это человек, преображенный благодатью Святаго Духа, который работает над искоренением своих грехов, становится постепенно храмом Духа Святаго, о духовном человеке говорит апостол: «Вы есть храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3, 16). Ум духовного человека ставится способным постигать глубину прошлого и познавать многое из будущего, видеть окружающие явления духовным зрением, как говорит апостол Павел: «Мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2, 16).

Успех духовной жизни измеряется глубиной смирения и неосуждением ближних.

Сердце нового духовного человека способно чувствовать такие состояния, о которых сказано: «Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человека (плотского, душевного, ветхого) не взыдоша (1 Кор. 2, 9), переполняется неизреченной радостью, блаженством и благодарением Богу, желанием творить во всем только волю Творца. Словом, духовный человек возвращается к такому состоянию, в котором он был создан Богом, потому Христа, вернувшего падшее человеческое естество к прежней славе, называют «новый Адам». Обновленный благодатию Духа Святаго, человек делается иным по уму, по сердцу, по воле. Духовный человек становится способным творить с Божией помощью те дивные дела, о которых говорится в Евангелии: «Именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы, змия возмут, аще и что смертно испиют, не вредит их, на недужные руки возложат и здрави будут» (Мк. зач. 71).

Господь наш и Спаситель Исус Христос для того и пришел в мир, чтобы восстановить падшаго человека воссоединить его с Богом. Через веру в Христа, через новое рождение «водою и Духом» в Таинстве Крещения. А затем в таинствах Исповеди и Причастия человек соединяется с Богом. Вот почему Христос называет Себя Дверью и говорит: «Аз есмь Дверь: Мною аще кто внидет спасется» (Ин. 10, 9), и войдет через эту Дверь в Царство Божие. Воссоединяясь с Богом, человек становится истинным Его сыном, примиряется с Отцом, соединяется с Его Божественной природой: «Вы – боги и сынове Вышняго все вы» (Пс. 81), – говорит Господь о созданном им человеке. Из больного грехом, падшего человека христианство делает человека здоровым, святым, обоженным, о котором апостол говорит: «Живу уже не к тому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

Первый признак оздоровления плотской души есть, по слову св. Петра Дамаскина, «видение грехов своих, бесчисленных, как морской песок». Главным условием успеха на пути духовности является желание во всем исполнять волю Божию, евангельские заветы. Когда человек становится исполнителем Слова Божия, то отгоняет от себя все суетное, ложное, страстное и избирает только «единое на потребу» – исполнение воли Божией. И тогда незаметно, таинственным действием благодати Божией в душе поселяется мир, благодарность и любовь к своему Творцу, сострадание к ближнему – он становится духовным человеком, заключающим внутри себя, по слову Евангелия, Царство Божие.