Широкое распространение Белокриницкой иерархии в России началось с 1853 года. В 1853 году митрополит Кирилл (Тимофеев) рукоположил во епископа Владимирского священноинока Антония, будущего архиепископа Московского.
На Московскую же кафедру никто официально рукоположён не был, и она оставалась в управлении Кирилла митрополита Белокриницкого. В 1863 году архиепископ Антоний был избран на Московскую кафедру для самостоятельного управления Церковью в России. В России центром старообрядцев Белокриницкой иерархии стало Рогожское кладбище в Москве.
Усилиями архиепископа Антония было образовано 12 епархий: Московская, Казанско-Вятская, Самарско-Симбирская, Саратовско-Астраханская, Пермская, Донско-Кавказская, Уральско-Оренбургская, Коломенская, Балтовко-Киевская и Новозыбковская, Тобольско-Сибирская, Измаильско-Бессарабская, Калужско-Смоленская и Нижегородско-Костромская. Архиепископ возглавлял образованный в 1862 году Московский Духовный Совет, являющийся постоянным органом. Время от времени для решения наиболее важных дел собирались «Освященные соборы старообрядческих епископов». Такие соборы с 1898 года стали проводиться ежегодно. Архиепископ Антоний был щедрым благотворителем, помогал российским и заграничным старообрядческим монастырям, делая пожертвования церковной утварью и книгами. Он собрал библиотеку, в которой содержались редкие рукописи и старопечатные книги. В 1862 году в Белокриницкой иерархии произошел раскол в связи с изданием «окружного послания», опровергавшего крайне негативные суждения о господствующей Церкви. Противники «окружного послания» образовали особую партию «неокружников» («раздорников»), на сторону которых перешла часть епископов. Лишь в 1906 году удалось в основном ликвидировать последствия раскола. Фактическое преодоление раздора было достигнуто лишь на юге России и в Бессарабии.
В период с 1881 по 1986 гг. Московскую Архиепископию возглавляли семь архиереев.
Архиепископы Московские:
Савватий (1881-1898), Иоанн (1898-1915), Мелетий (1915-1934), Иринарх (1938-1952), Флавиан (1952-1960), Иосиф (1960-1970), Никодим (1970-1986).
РПСЦ при Митрополите Московском и всея Руси Алимпии.
С 1988 года Церковь Белокриницкой иерархии в России и других республиках, входивших в СССР, возглавляется митрополитом Московским и всея Руси, с этого же года она получила официальное название Русская Православная Старообрядческая Церковь. Первым митрополитом Московским и всея Руси стал Алимпий (Гусев) (1986-2003).
Время первосвятительства митрополита Алимпия можно считать началом нового периода в истории Церкви, символом грядущих перемен в Церкви и обществе.
Возрождение старообрядчества оказалось сложным и медленным процессом. Уже не существовало классов, составлявших социальную основу староверия: крестьянства, казачества и купечества. Церковь была сильно ослаблена организационно. При митрополите Алимпии были воссозданы старые и появились новые епархии: Ярославско-Костромская, Сибирская, Дальневосточная, Казанско-Вятская. Впервые после 1917 года возобновилась связь со старообрядческой Поместной Церковью Румынии. Стараниями митрополита начало активно развиваться старообрядческое книгоиздательство. С 1990 года издаются: «Церковный Календарь», Журнал «Церковь», сборник «Духовные ответы», епархиальные и приходские газеты, богослужебная литература. Вышли в свет: Энциклопедический словарь «Старообрядчество», несколько научных трудов по истории старообрядчества, ряд сочинений апологетов старообрядческой Церкви. Митрополит Алимпий был твёрдым приверженцем соборного управления Церковью. Владыка принимал участие во встречах глав конфессий; выступал на страницах периодической печати, призывал свою паству к нерушимому хранению преданий и догматов Церкви Христовой, неутомимому свидетельству об истине старообрядчества. Наиболее известен его призыв, сделанный 28 мая 1996 года в день памяти царственного страстотерпца Дмитрия Угличского, когда Владыка произнес после богослужения проповедь, в которой сравнил убийц царевича с российскими коммунистами. Вместе с тем, в частных беседах Митрополит часто скорбел по поводу проводимой государством политики и ее разрушительных последствий для русского народа. «Старообрядчество оказалось той средой, - говорил митрополит Алимпий, - где с XVII века наиболее полно сохраняются до сих пор в «неиспорченном» виде многие составные части древнерусской культуры, всестороннему изучению которой в настоящее время уделяется большое внимание и придается важное значение».[1] При митрополите Алимпии стали ежегодно собираться Освященные соборы. В феврале 1995 года в безвозмездное бессрочное пользование переданы здания церковно-архитектурного ансамбля XVIII - начала XX вв. «Рогожская слобода», расположенные на территории охранной зоны. В ноябре 1996 года, в селе Белая Криница (Украина) проходил Великий Освященный Собор, в котором приняли участие духовенство и миряне Московской и Румынской старообрядческих митрополий. На Соборе состоялась канонизация митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи), основателя Белокриницкой иерархии.
Со смертью митрополита Алимпия завершился определенный этап в истории белокриницкого согласия. Его можно охарактеризовать как этап становления РПСЦ после репрессий. Цифры свидетельствуют о росте числа общин и прихожан, произошедшем за последние 15 лет.
РПСЦ при Митрополите Московском и всея Руси Андриане.
Последующим митрополитом Московским и всея Руси стал Андриан (Четвергов) (2003-2005). С приходом митрополита Андриана открылась новая страница в истории РПСЦ. Полтора года первосвятительского служения Высокопреосвященнейшего Андриана были заполнены неустанными трудами и заботами о Церкви. Митрополит Московский и всея Руси посетил все епархии митрополии, включая и самые отдаленные приходы, знакомясь с ними и помогая в разрешении самых насущных нужд и проблем.
Первосвятительская забота митрополита Андриана направлялась на укрепление и развитие внутрицерковной просветительской деятельности на привлечение молодежи к Церкви и на возрождение благочестивых церковных традиций.
За время своего недолгого служения на Московской старообрядческой кафедре митрополит Андриан совершил немало поездок в различные регионы Российской Федерации, во время которых встречался с местными иерархами Русской Православной Церкви. «Имея поддержку Совета Митрополии, - говорил митрополит Андриан, - я стараюсь придерживаться принципа открытости, доступности и доброжелательности в отношении к внешнему окружению. В ряде регионов состоялись встречи с архиереями Московской Патриархии, которые, как мне представляется, способствовали снижению уровня предвзятости и установлению более доброжелательного отношения к старообрядчеству в целом и к местным общинам в частности».[2] При митрополите Андриане возобновило свою деятельность Духовное училище, закрытое в 1917 году, был создан информационно-издательский отдел и возобновлено издание «Вестника Митрополии». При содействии Русской Православной Старообрядческой Церкви прошел ряд научных и культурных мероприятий. Значительным событием в духовной жизни России стало празднование 100 -летия дарования свободы вероисповедания в России и распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища.
11 мая 2004 года состоялась встреча митрополита Кирилла с митрополитом Андрианом, которая положила начало новому этапу взаимодействия Московского Патриархата и Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Для нас важно еще будет остановиться на проходившем 19-22 октября 2004 года Освященном Соборе старообрядческой Церкви, на котором владыка Андриан выступил с большим докладом «О современном состоянии Православной Старообрядческой Церкви». В нём достаточно подробно, на мой взгляд, была описана современная жизнь старообрядчества.
Отметим некоторые, наиболее важные, положения этого обширного доклада. В самом начале владыка рассказал о своих насыщенных событиями официальных поездках по епархиям и указал на опредёленные цели своих визитов. «Главная цель, которую я ставил для себя, - отметил владыка, - это познакомиться на личном опыте с реальным положением Русской Православной Старообрядческой Церкви, оценить ее духовное состояние и дееспособность. Без этого невозможно определить направления первоочередных действий и пути решения неотложных задач по укреплению и развитию полноценной жизни отдельных общин и Церкви в целом.…По моему общему впечатлению, - подчеркнул митрополит, - приходская жизнь в регионах чаще всего ограничивается совершением уставного богослужения, кое-где к этому еще добавляются заботы о ремонте действующего или о строительстве нового храма. Еще далеко не везде созданы и действуют воскресные школы, недостаточно широко ведется проповедническая работа с взрослым населением, и совсем уж редко случается, что наши общины выходят со своим словом в мир, к людям, участвуя в каких-либо социальных и культурных проектах»[3]. Далее митрополит указал на самое болезненное явление, существующее ныне в старообрядческой церкви – нехватку кадров священнослужителей. «В связи с этой проблемой, - сказал он, - многим пастырям приходится «обслуживать» по нескольку приходов, что никак нельзя признать нормальным, особенно в свете нынешнего понимания церковных задач. Такому перегруженному священнику уже некогда заниматься проповедью Слова Божия - не только где-либо вне церковных стен, но даже и среди своих прихожан. Эти болезненные явления возникли не сегодня, но это не значит, что Церковь готова терпеть их и далее. Прежде всего, - подчеркнул он, - необходимо в полной мере восстановить апостольское служение - устную и письменную проповедь слова Божия, духовное попечение о людях - как о верных, так и о тех, кто пока еще находится за оградой истинной Церкви»[4].
Следующим немаловажным пунктом доклада стало духовное образование. Первым шагом в решении этой проблемы, отметил владыка, явилось возобновление в 2004-м году деятельности духовного училища при Московской митрополии. Учитывая неотложность и важность дела образования, митрополия пошла на определенный риск, и, невзирая на неподготовленность и недостаточность подобного опыта, отсутствие материальной базы и четкого финансово-экономического обоснования, на первый курс училища были приняты первые десятки студентов.
Владыка Андриан особо выделил важность воспитания детей в духе христианского благочестия. Главными направлениями в решении этой задачи он видит в устройствах воскресных и общеобразовательных христианских школ, детских садов, летних детских христианских лагерей и, наконец, в проведении христианских уроков в светских школах и детсадах. При Московской митрополии, сказал он, уже создан Молодежный отдел, задачей которого является поддержка и развитие различных форм общения старообрядческой молодежи, в том числе проведение съездов, создание в епархиях инициативных молодежных коллективов и координация их деятельности. На сегодняшний день в пяти епархиях прошли первые слёты и встречи молодежи, и уже началась подготовка к проведению Всероссийского съезда молодых старообрядцев.
В заключение своего доклада владыка особо отметил современное дружеское отношение РПЦ со старообрядчеством, а также встречи с архиереями Московской Патриархии, которые, по его мнению, «являются полезными и способствуют снижению уровня предвзятости и установлению более доброжелательного отношения к старообрядчеству в целом и к местным общинам в частности». Что же касается появившегося опасения о неоправданном сближении и, тем более, объединении с РПЦ, то они, по его мнению, совершенно безосновательны и неуместны. «Ни объединение, ни даже разговоры о нем не входили и не могут входить в наши планы», - подчеркнул митрополит.
РПСЦ при Митрополите Московском и всея Руси Корнилии.
После скоропостижной кончины митрополита Андриана, последовавшей 10 августа 2005 года на его место в октябре 2005 года был избран митрополит Корнилий (Титов), 1946 г.р.
3 марта 2006 года Митрополит Московский и всея Руси Корнилий посетил Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, где состоялась его встреча с митрополитом Кириллом, на которой обсуждались вопросы сотрудничества старообрядцев с недавно созданной при ОВЦС Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.
В интервью агенству «Интерфакс» митрополит Корнилий положительно оценил встречи с митрополитом Кириллом и другими иерархами Русской Православной Церкви. Эти встречи, по его словам, «помогают устранить вековые средостения непонимания, настороженности и отчуждённости», хотя при этом зачастую приходится преодолевать некоторую настороженность старообрядческой паствы, ибо «ещё сильна генетическая память о недоброжелательном отношении к старообрядцам со стороны церковной и светской власти в прошлом». По мнению митрополита Корнилия, наступила пора «скоординировать наши усилия, чтобы помочь русским людям обрести свои традиционные ценности, во многом утраченные в результате драматической смены исторических эпох» и «направить общие усилия на борьбу за сбережение нашего народа, его нравственного и душевного здоровья, ибо разгул пьянства, наркомании, нравственной распущенности, откровенной пропаганды всевозможных видов порока достиг сейчас в нашей стране небывалых размеров». Глава Старообрядческой Церкви отметил, что богословско-историческая дискуссия между Московским Патриархатом и старообрядцами «не только возможна, но и желательна», ибо «сущность великой церковной трагедии XVII века ещё требует всестороннего осмысления в духе богословской и исторической объективности».[5]
19 апреля 2005 года, как было сказано выше, Священный Синод утвердил состав Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. В период с 2005 по конец 2008 года состоялось несколько встреч этой комиссии, на которых рассматривалось состояние отношений со старообрядческими согласиями и перспективы сотрудничества с ними, а также текущие вопросы деятельности старообрядных приходов Русской Православной Церкви.
В Интервью газете «Россия» митрополит Московский и всея Руси Корнилий ответил на ряд наиболее интересных вопросов. Остановимся на некоторых, наиболее важных моментах данного интервью.[6]
- Ваше Высокопреосвященство, в Вас видят продолжателя дела митрополита Андриана, который хотел сделать старообрядчество более понятным для современной России. Намереваетесь ли вы продолжать дело своего предшественника?
– Усилия митрополита Андриана, направленные на преодоление изоляции старообрядчества от современной духовной и культурной жизни России, по мере моих сил я буду стараться продолжать. Ведь только так мы можем донести до нашего народа правду об истинной православной вере, не претерпевшей реформ.
– Говоря о владыке Андриане, вспоминают его контакты с иерархами Русской Православной Церкви (РПЦ). Собираетесь ли вы в этом продолжать начинания своего предшественника? Пойдет ли Старообрядческая Церковь на сближение с РПЦ?
– Мы готовы поддерживать такие отношения с Московской патриархией, которые определяются понятием «добрососедские». Но разговоры о некоем объединении с РПЦ безосновательны, о чем неоднократно заявлял и митрополит Андриан. Контакты на дипломатическом уровне должны осуществляться между нашими Церквами в рамках Комиссии по старообрядным приходам и взаимодействию со старообрядчеством, созданной в 2004 году Архиерейским собором РПЦ. Полагаю, что такие контакты в духе терпения и доброжелательности будут способствовать разрешению многих вопросов и проблем, накопившихся в отношениях между Московской патриархией и Старообрядческой Церковью. Но более желанным представляется мне развитие контактов нашей Церкви с представителями других направлений старообрядчества. Настало время преодолеть взаимные предубеждения, начать диалог, увидеть друг в друге не непримиримых оппонентов, а единокровных собратьев. Ведь мы связаны общей многовековой историей, общими святыми, у нас общие праздники и беды.[7]
26 декабря 2012 года в Московской Митрополии на Рогожском состоялась встреча Митрополита Корнилия с предстоятелем Русской Древлеправославной Церкви патриархом Александром (Калининым). Участники встречи обсудили сложившиеся на сегодняшний день взаимоотношения церквей и дальнейшие перспективы этих взаимоотношений.
4 февраля 2015 года Советом Митрополии РПСЦ было принято решение о создании комиссии по ведению диалога с Русской Православной Церковью о каноническом статусе Белокриницкой иерархии. 31 марта того же года при участии митрополита Корнилия состоялась первая встреча комиссии с рабочей группой Московского Патриархата. Встреча стала началом диалога по вопросу о каноническом статусе иерархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Решение о создании соответствующей комиссии РПСЦ было принято Советом старообрядческой Митрополии 4 февраля 2015 года. Аналогичная рабочая группа Московского Патриархата была создана по благословению председателя Отдела внешних церковных связей председателя комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством митрополита Волоколамского Илариона. [8]
В результате собеседования, проходившего во взаимноуважительной атмосфере, было принято решение начать обмен письменными вопросами и ответами по теме диалога.
В настоящее время, по мнению митрополита Корнилия, наблюдается все более возрастающий интерес и внимание к старообрядчеству, а точнее, к истинному православию – неотъемлемой части духовного пути и судьбы России, историю которой – ее прошлое, настоящее и будущее – невозможно понять без познания истории старообрядческой Церкви.[9]
На данный момент по некоторым оценкам, общая численность последователей Белокриницкой иерархии составляет около 1 миллиона человек [10]. Из них только полмиллиона живет в Российской Федерации, прежде всего, в Московской, Калужской, Брянской, Ярославской, Саратовской, Волгоградской, Нижегородской, Костромской, Астраханской, Свердловской, Оренбургской, Новосибирской, Томской областях, Ставропольском, Краснодарском, Хабаровском и Приморском краях, Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане и в некоторых других местах. Московская митрополия имеет сейчас семь епархий: Московскую, Киевскую и Украинскую, Клинцовскую и Новозыбковскую, Донскую и Кавказскую, Кишиневскую и Молдавскую, Костромскую и Ярославскую, Енисейскую и Сибирскую. Вне России основными районами сосредоточения приверженцев Русской Православной Старообрядческой Церкви являются Одесская, Черновицкая, Киевская, Винницкая, Кировоградская и Черниговская области Украины, Молдавия, город Алма-Ата и ряд областей Казахстана и Киргизии. Немало сторонников Белокриницкой иерархии живут в Румынии. В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Казахстане, Польше, Беларуси, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии. Русская Православная Церковь Белокриницкой иерархии включает в себя пять монастырей и один скит. Среди последователей Белокриницкой иерархии преобладают русские.
Высшей Церковной властью в РПСЦ является Освященный Собор. Между Соборами Церковью управляет Митрополит, имеющий при себе совещательный орган - Совет Митрополии.
В РПСЦ существует 12 епархий. На территории нынешней Российской Федерации существует около 260-ти старообрядческих приходов.[11] В настоящее время в Москве действуют 4 прихода, принадлежащих старообрядцам Белокриницкой иерархии. Первым, самым многочисленным из них и духовно-административным центром является Рогожская община. Помимо неё, действуют община во имя святителя Николы рядом со станцией метро «Белорусская»; община во имя Покрова Пресвятой Богородицы близ станции метро «Парк Культуры», а также община в честь Успения Пресвятой Богородицы в Малом Гавриловом переулке. Благочинным Московских приходов в настоящее время является священник Виктор Жельцов, клирик Покровского храма на Рогожском кладбище. В Московской области имеются приходы в городах Коломна, Егорьевск, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Верея, а также посёлках: Шувое, Андроново, Губино, Давыдово, Устьяново, Алёшино, Молоково, Тураево, Слободище и других. Благочинным храмов Московской области является клирик Орехово-Зуевского округа протоиерей Леонтий (Пименов).
Сейчас, на мой взгляд, Русская Православная Старообрядческая Церковь переживает второй «золотой период» в истории Церкви. Сегодня возникла благоприятная почва для богословского, исторического и культурного диалога между Церквями древнего и нового обрядов. Подготовка почвы для посева семян улучшения взаимоотношений была возделана в 1988 году во время первосвятительства Митрополита Московского и всея Руси Алимпия. Хотя близкого диалога с митрополитом не было, за исключением нескольких встреч с представителями Русской Православной Церкви, это время поправу можно назвать «серебрянным периодом» в истории старообрядчества в целом. Диалог Русской Православной Церкви с Русской Православной Старообрядческой Церковью начался в 2003 году, когда Митрополитом Московским и всея Руси стал владыка Андриан. С приходом митрополита Андриана открылась новая страница в истории Церквей. За свое недолгое управление митрополией, владыка Андриан успел проявить себя как деятельный и инициативный иерарх. Он и посеял эти семена дружеских отношений между двумя Церквями. Не раз он и сам лично встречался с представителями Русской Православной Церкви. Первосвятительство Митрополита Андриана можно по праву назвать эпохальным. Проросли семена и принесли плоды при Митрополите Московском и всея Руси Корнилии. Мы видим, в какой доброжелательной атмосфере взаимопонимания сейчас ведется диалог со старообрядчеством. Я надеюсь, что эти плоды помогут излечить язвы многовекового раскола Русской Церкви.
1. Русская Православная Старообрядческая Церковь. Старообрядческий церковный календарь. Издание по благословению Высокопреосвященнейшего Алимпия архиепископа Московского и всея Руси. 1986. С- 8.
2. Медный всадник. Литературно – художественный альманах. Том 1 (20). Доклад митрополита Московского и всея Руси Андриана «О состоянии Русской Православной Старообрядческой Церкви». Петровская академия наук и искусств. 2005. С – 127-128.
3. Доклад митрополита Московского и всея Руси Андриана «Освященному Собору РПСЦ О современном состоянии РПСЦ». 19-22 октября, 2004 года. Официальный сайт Митрополии Московской и всея Руси. Www.Rpsc.Ru.
4. Доклад митрополита Московского и всея Руси Андриана «Освященному Собору РПСЦ О современном состоянии РПСЦ». 19-22 октября, 2004 года. Официальный сайт Митрополии Московской и всея Руси Www.Rpsc.Ru.
5. Корнилий, митрополит Московский и всея Руси. Выступления и статьи митрополита Корнилия. Русская Православная Старообрядческая Церковь. – М., 2015. С – 262-264.
6. Корнилий, митрополит Московский и всея Руси. Выступления и статьи митрополита Корнилия. Русская Православная Старообрядческая Церковь. – М., 2015. С – 249-251.
7. Корнилий, митрополит Московский и всея Руси. Выступления и статьи митрополита Корнилия. Русская Православная Старообрядческая Церковь. – М., 2015. С – 249-251.
8. С сайта Www.Rpsc.Ru.
9. По материалом Интернет Сайта Www.Rpsc.Ru.
10. По материалом Интернет Сайта Википедия.
11. Русская Православная Старообрядческая Церковь ... wiki.starover.net.