А кто они — старообрядцы?

В начале 2006 года опубликованы данные социологических исследований, касающихся осведомленности россиян по теме "старой веры" и старообрядчества. В одном областном центре России был задан вопрос: "Что вы знаете о старообрядчестве?"

Вот результаты опроса:

1. Ничего - 48%

2. Это какая-то секта - 29%

3. Это православные христиане, отколовшиеся от церкви в результате неправильного толкования некоторых обрядов - 8%

4. Это остатки древнерусской церкви - 4%

5. Это темные люди, которые не разрешают есть из своей посуды - 4%

6. Это христиане, соблюдающие русские обычаи и традиции - 3%

Оказывается, что более двух третей наших сограждан не имеют элементарных представлений об этом вопросе.

Так кто же они - старообрядцы?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Чтобы ответить на этот вопрос, придется углубиться в историю. Давайте послушаем сначала, что говорят сами старообрядцы о своей вере. "Христианская вера наша основалась от лета 1666-го сиречь от того времени егда в великороссийской церкви начата изменяти уставы от святых отец преданных, а своя новыя вводити".

SONY DSC

Уставы христианские Церковь Великороссийская приняла в 988 от Византии (теперь Греция) при князе Владимире. Все, что было усвоено из духовного опыта Византии, обладало высшим авторитетом веры и потому не подлежало анализу и изменению. Русь, приняв однажды христианство, считала себя призванно все это бережно хранить в чистоте и неприкосновенности. Сама Византия обряды древние сохраняла до XII века, но под влиянием римлян да турок, под властью которых находилась некоторое время, изменила часть обрядов. Таким образом, хранительницей истинно христианского православия оставалась Русь.

Вот на эти древнейшие традиции, обряды и посягнул в 1652 году шестой московский патриарх Никон (в миру Никита Минин), сменивший почившего, праведного патриарха Иосифа. Сначала он в 1653 году издал "книжицу" под названием "Память", в которой он повелел знаменоваться тремя перстами, а не двумя. В молитве святого Ефрема заменил 12 земных поклонов на 12 поясных (т.е. кланяться не до земли, а до пояса). Перемены эти вызвали бурю негодования. Затем следует другое повеление, имя Исус писать с двумя И, то есть Иисус. Приверженцы старины увидели в этом как бы отрыв Бога Отца от Бога Сына. Если раньше говорилось "Наш Бог Исус Христос", то теперь они трактовали "Наш Бог и Исус Христос". Кроме того крестный ход со дня принятие Россией Христианства проходил по Солнцу(посолонь), Никон же заобязал крестный ход совершать осолонь (против Солнца). Эти и другие нововведения не принимались как простым народом (прихожанами) так и значительной частью духовенства. Никон, видя, что вводимые им реформы не пользуются поддержкой, собирает в 1654 году Собор русских иерархов. На этом Соборе категорически против вводимых перемен выступил епископ Павел Коломенский, заявив, что он не дает своего согласия. Здесь же на Соборе Павел был избит, лишен сана. Видя такую жестокость с инакомыслием, остальные архиереи промолчали. С этих лет прошла первая трещина в единой дотоле русской Церкви.El2MmXvWd9AВсе архиереи, выступившие в защиту старин были лишены сана, сосланы в дальние монастыри, а глава старообрядцев протопоп Аввакум с женой и детьми отправлен в Сибирь. Основные соперники были убраны, поэтому Никон взялся за исправление богослужебных книг. Юридически вера единая в России существовала вплоть до 1666-1667 годов, когда было узаконено понятие "старообрядцы", которые объявлялись "раскольниками". С этого самого времени разделилась Церковь Русская, Церковь православная на новообрядческую и старообрядческую. Новообрядцы, как церковь государственная, присвоила себе звание православных, а старообрядцев обозвали раскольниками и староверами. В них, "раскольниках", государство и государственная церковь видели только государственных и церковных мятежников и преступников. Православные(никониане) стали утверждать, что все, кто следует старым обрядам в богослужении "есть невежды", "темные люди", а их учение есть "ересь". Реформы, несмотря на то, что они были "узаконены", не воспринимали не только простолюдины, но и значительная часть духовенства, бояр и дворян. Начались "увещания" кнутом, плетью, дыбою, голодным сидением в земляных тюрьмах, огнем и плахою. Использовалось все, чтобы заставить забыть о вере предков, подчинившись нововведениям. Старообрядцы все это встретили с непоколебимой твердостью, шли на мучения и даже на смерть, убежденные, что убивающие тело не могут убить душу. Он говорили: "Не та вера праведна, которая гонит, а та, которую гонят". Благодаря им, поборникам древлего православия, истинно русская, древняя культура сохранилась на Руси, только из центра она переместилась на окраины и в частности, в наши Керженские края. В центре же усиленно вводились западные порядки в богослужении, одежде и даже в самом русском языке. В России ничто не должно было напоминать о России. Со старообрядцев взималась плата за ношение бороды, за право ношения длинной (истинно русской) одежды, взимался двойной налог за право быть старообрядцем. Появились неслыханные ранее на Руси слова, такие как: парадиз, реляция, сентенция, журфикс и т.д.

Со времен Петра I стало поощряться курение как средство европеизации. Трубки стали подавать в питейных домах, на ассамблеях и просто в гостях. Старообрядцами курение категорически отвергалось: "табашник", как и "скобленое рыло"(бритье бороды) были распространенным ругательством в адрес никониан.

Именно старообрядчество сохранило черты русского человека допетровского времени, приучило любить свою национальность паче жизни, находить хорошее и в том, что давал Запад, но не подчиняться ему рабски.

Старообрядцы трудолюбивые, честные, энергичные люди. Убеждения их основаны на твердом "камени" вера и вполне оправданы историческим прошлым. Не зря крестьяне про староверов говорили: "Аще бо бы не чистое житие их видели люди, то кто бе уверовал "ереси" их"? По-моему, понятно и переводить на современный русский не надо.

Житие староверов при царях-гонителях(Петр I, Анна Иоановна, Николай I) было поистине каторжным и вся общественная их деятельность замирала. В периоды послабления со стороны государства и господствующей церкви, они начали активную жизнь. Строились храмы, скиты, моленные. Однако и в эти периоды древлеправославие юридически признано не было. Например, во времена императора Александра I старообрядцы не должны были напоминать о своем существовании. Им запрещалось ходить крестным ходом "дабы не соблазнять людей в раскол". Старообрядческие священники не имели права вне храма носить соответствующую сану одежду. Староверам разрешалось собираться на молитву, но так, чтобы никто не видел. Они могли иметь моленную, но такую, чтобы по внешнему виду и по колокольному звону нельзя было определить, что это церковь. Старообрядцы должны были находиться как бы в положении "невидимок". С момента появления "раскола" государство и церковь внушали всем, что в леса непроходимы да болота топкие бежали преступники государевы, темные невежественные люди, голытьба беспросветная, да чернь необразованная. Поэтому за многие века такого "очернения" сложилось неверное, негативное к ним отношение. Предание говорит совершенно о другом. Так, например, скит Оленевский основали монахи Макарий-Желтоводского монастыря. Преступниками их никак не назовешь. Монахи знают грамоту. Именно они разнесли свет православной русской культуры по просторам Руси. Скит Смольяны, говорят, основали бояре Салтыковы да Потемкины.

Даже обители в скитах назывались по именам богатых настоятельниц купеческого да боярского роду - Манефина, Дорофенина, Маргаритина и т.д. Да и сам "раскол" возглавлялся не голытьбой да "ворами", а людьми приближенными к царю, к обителям двора государства: боярыней Морозовой, княгиней Урусовой, епископом Павлом Коломенским, протопопом Аввакумом Петровым да Иваном Нероновым, иноком Епифанием и т.д. Впоследствии все они будут казнены за веру свою, за неприятие новин Никоновых.061Напрашивается вопрос. Зачем нужно было менять уставы да каноны богослужебные? Что была за причина? Причина была. "Тишайший" царь Алексей Михайлович видел свою историческую миссию в объединении всех славянских народов Европы(Болгарии, Сербии, ... и т.д.), под "рукой Москвы", где царствует Он - Великий государь, царь "великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец и многих Государств и обладатель". Патриарх Московский и Всея Руси - Никон возмечтал быть патриархом всего православного христианского мира, эдаким "папой римским", наместником и повелителем Бога на земле. Для этого в своей вотчине - монастыре он начал строить столицу будущего мира "Новый Иерусалим", откуда он, Никон будет управлять христианами мира всего.

Цели обоих совпал. Для осуществления их мешали различия в религиозных обрядах тех не присоединенных стран и Руси. Оба решили, легче и проще "сломать" свой народ, свою страну, чем навязать русские обычаи чужакам, могут ведь и не принять. Началась "ломка" русского религиозного сознания и исправление книг на западный лад. В стремлении властей и церкви подражать Западу, жить и молиться по их обрядам, забыв все русское, старообрядцы увидели "знамения прихода Антихриста". Не сам приход, а "знамения" его прихода. Под этими "знамениями" подразумевался не конкретный человек, а совокупности "ересей", воцарившихся в русской православной церкви после нововведений Никона, истребивших в России истинную веру, благочестие и благодатное священство, тем самым осквернив все церковные таинства. Старообрядцы считали, что приходят к власти мирской и духовной только слуги диавола. Сам он придет позднее, на 1260 дней (на три с половиной года) и ожидает нас тогда "бесплодие земли", "всемирный глад" и близкий Страшный суд.

С древних времен царь в России считался ставленником Царя Небесного. Говорили, любая власть от Бога, противиться ей нельзя. Христиане на основании Священного писания создавали образ идеального правителя. По их убеждению царь, прежде всего должен следить за нравственностью своих подданных и способствовать "неповреждению" веры православной. Такими благочестивыми царями, по мнению старообрядцев, были все семь царей до восьмого Алексея Михайловича. В начале своего царствования он тоже был, как и положено праведному государю, "тих и милостив до всякого человека, любяй правду, огребаяся от всякого зла". Быть таким помогал ему праведных патриарх Иосиф, но он "почил в Бозе" и с 1652 года патриархом всея Руси стал Никон. Под его влиянием царь Алексей Михайлович "отступил от православныя христианския веры" и стал пособником Никона, поскольку разрешил Никону не только реформу церкви, но и уничтожение "оплота истинной православной веры" - Соловецкого монастыря. Таким образом, Алексей Михайлович "оторвался от благочестивого царского корени". Его сын Петр I на этом основании вообще не может претендовать на царский титул, как и все последующие цари - императоры.

"Не имеем мы с того времени над собой власти благочестивыя - ни духовные, ни гражданския. Несть у нас ни царя благоверного, ни патриарха святейшего". Так старообрядцы обосновали свое право не подчиняться государю - императору, а потому, считали они, и молиться за их здравия нельзя.

В сознании старообрядцев самым праведным царем был Михаил Федорович. Его образ соотносился со образом архангела Михаила, который и противостоит антихристу. По мнению старообрядцев, дело было так:"Царь Михаил состаревся снем с себе царский венец и несе его в церковь, идеже Крест Господа нашего Исуса Христа. И положил его на Крест и предаде царство свое Богу". Борьба "князя" Михаила с антихристом заключалась в том, что перед своей смертью он позаботился о главном атрибуте царской власти, отнеся его в церковь, а не предал воцарившемуся после него антихристу. По мнению старообрядцев, антихрист придет на "прельщение мира" во осьмой тысяще (для справки - 2007 год будет 7515 годом от сотворения мира), но осьмой тысяще не быть.

Прошло три с половиной века с тех пор, когда старообрядцы были объявлены вне закона. За это время были гонения на ревнителей старой веры, были разорения мест их жительства - скитов, обителей, были ссылки и казни, и все же мощная духовная сила, их вера в Бога истинного, в справедливость помогла им выстоять. Они не уничтожены, хотя их ряды поредели.

Годы "лихолетия" Советской власти убавили верующих всех конфессий.

img_24511В настоящее время в старообрядческую Никольскую церковь в будние дни приходят 3-4 десятка верующих, в основном женщин преклонного возраста. Оживление бывает в Великие Праздники, когда собираются на моление, на крестные ходы до ста и более прихожан. Тогда здесь можно видеть и молодежь. А раз есть молодежь, значит жива вера древляя, вера отцов и дедов наших.

Арсений Майоров. Г. Семенов. Нижний Новгород.