Преподобный Анастасий Синаит в своем труде «Вопросы и ответы» в 60 вопросе: «Если иудеи, неверующие или еретики являются нашими начальниками, следует ли молиться за них в церкви или нет?» отвечает, что на проскомидии иерей молит Бога, говоря так: «Помяни, Господи, всякую душу — и которую мы поминаем, и которую не поминаем; всех помилуй и всем даруй отпущение [грехов]». Соответствует ли текст приведенный преподобным молитвы тексту на проскомидии, который читает священник сегодня? Получается ли это, что в этой молитве священник молится за "всех" людей в прямом смысле этого слова, т.е. за верных и неверных?
Ответ:
Такой молитвы приведенной преподобным Анастасием в чине литургии нет. На проскомидии существует следующая молитва: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, приими приношение сие … о всех иже о надежди воскресения и жизни вечныя, и Твоего причастия, прежде усопших отец и братии наших, иже зде лежащих и, и повсюду православных христиан, учини духи их в седех праведных Человеколюбче Господи».
Как можно видеть здесь молитва идет не за верных и неверных, а за «православных христиан», которые в земной жизни чаяли «воскресения» мертвых и стремились достигнуть «Твоего причастия» через которое получить «жизнь вечную». Вот об этих то людях и приносится частица просвиры на проскомидии перед Божественной литургией.
Наша Святая Церковь руководствуется трудами блаженного Симеона Фессалоникийского, одного из поздних отцов Церкви (XV века), который пишет: «В сем божественном образе и действии священной проскомидии мы видим, некоторым образом, Самого Исуса, созерцаем и всю единую Церковь Его… Здесь – будущее царство и откровение вечной жизни. Бог зрится и приемлем бывает нами! Здесь нет места неверным и иномудрствующим. Ибо кое общение свету во тьме (2 Кор. 6, 14); - Сказано, что Ангелы возьмут злых от среды праведных. Поэтому вообще иерей не должен приносить (частиц) за инославного, или совершать по нем память. Нельзя так же приносить (частиц) за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно: потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, кои без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел (2 Кор. 11, 29)» (Труды блаженного Симеона, Новосибирск, 2009, стр.66).
Но касательно труда преподобного отца Анастасия Синаита, то осмелюсь предположить, что перевод на русский язык сделан не весьма качественно… Однако, часть православной мысли в его ответе всё-таки есть. Только в другой молитве.
Когда епископ или священник закалает Святый Агнец, то в числе прочих молитв, он говорит: «Жрется Агнец Божии вземляи грехи миру, за мирскии живот и спасение». То есть Самый Агнец на проскомидии вынимается за «грехи миру». Он совершается в память смерти нашего Спасителя, Который умер на Кресте и за еллинов, и за иудеев, т.е. за ВЕСЬ человеческий род!
Об искуплении всего рода человеческого от греха пишут почти все святые апостолы и святые отцы. Вот самые яркие из них:
Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Исус, предавший Себя для искупления всех (1Тим.2. 5,6) – говорит апостол Павел.
Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас (Ис.53. 5,6) – пишет пророк Исаия.
Он (Христос) есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1Ин.2. 2) – вещает апостол и евангелист Иоанн Богослов.
"Господу надлежало вкусить Смерть за всякого и, став умилостивительною Жертвою за мир, всех оправдать Своею Кровию" – учит Свт.Василий Великий в письмах.
Он именуется ... Избавлением (1 Кор. 1:30), как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную" – глаголет Св. Григорий Богослов. (Слово 30, о богословии четвертое, о Боге Сыне второе).
"Мы исчезли во гневе Твоем". Когда Адам пал преслушанием в раю, то от гнева Божия на него и мы погибли, и все дни наши, т.е. вся наша жизнь погибла, так как Судия осудил нас на смерть" – учит Свт.Иоанн Златоуст. (Собеседование на Пс.89).
Божественная литургия – есть воспоминание той Крестной Жертвы, которую принес Спаситель за грехи «всего мира».
Тем самым мы ответили на Ваш вопрос и ещё раз уточним: епископ или священник действительно молится на проскомидии за всех людей верных и неверных, но только с одним важным условием:
• Верных-православных христиан (кроме «явно грешащих и живущих нераскаянно») поминает по имени и вынимает за них из просвиры частицу, которая в конце литургии омывается Божественною Кровию Спасителя.
• Неверных же (атеистов, еретиков, язычников и «явно грешащих и живущих нераскаянно» православных христиан) не поминает по имени, а только лишь общими словами в молитве выше приведенной из чина литургии.
Простите Христа ради.
С уважением, д.Василий Андроников