У старообрядцев крестный ход во время освящения церкви двигается по солнцу, а у новообрядцев против солнца. Почему это происходит?
Вопрос этот очень важный для религиозного сознания. Следует отметить, что движение по кругу ассоциируется с движением солнца, этому же соответствует и движение часовой стрелки. Поэтому движение в этом направлении называется «посолонь», то есть по солнцу.
Вопрос, как надо двигаться при обхождении храма во время крестного хода, а также при обхождении купели при крещении, аналогично при венчании – посолонь или против солнца – оказался принципиальным в полемике старообрядцев и новообрядцев после церковной реформы патриарха Никона. Старообрядцы во всех перечисленных случаях ходят посолонь, а новообрядцы после решения Собора в 1666 года ходят против солнца, как это было принято в Греческой Церкви. Старообрядцы при этом придерживаются традиции, принятой в Русской Церкви до реформ патриарха Никона, который стремился привести русский обряд в соответствие с греческим.
В московской Руси этот обычай основывался на предшествующей традиции и поэтому в служебниках и требниках не фиксировался.
Как пишет историк и философ церкви Борис Успенский в книге «Крест и круг», вопрос направления движения крестного хода возник еще до раскола XVII века. В 1479 году при освящении московского Успенского собора предстоятель русской церкви митрополит Геронтий, совершил хождение вокруг храма «не по солнечному всходу» (то есть не посолонь, а против солнца). Об этом было донесено великому князю Ивану III,
который осудил митрополита за это и заявил, «за то гнев Божий приходит». Было произведено расследование, но, поскольку на этот счет не нашли указаний, то, говорит летописец, «много спирашася, не обреташа истины».
Иван III и его сторонники заявляли, что, поскольку Христос есть «Солнце праведное», необходимо идти за Ним посолонь, т.е. вместе с Христом, а не против Него. Митрополит Геронтий исходил из того, что против солнца ходили его предшественники (которые до середины XV века были, как правило, греками и опирались на практику Греческой Церкви). В этом споре великий князь Иван III вынужден был уступить.
Хотя митрополит Геронтий и смог настоять на своем, практика хождения против солнца не закрепилась в Русской Церкви и, как пишется в летописи: «Устава же не учиниша», т.е. споры не привели к установлению истины и не был определен единый порядок хождения.
На Руси хождение посолонь практиковалось до XVII века, как это фиксируют богослужебные книги. В середине XVII века, после реформ Никона, русский обряд вновь был приведен в соответствие с греческой практикой греческими патриархами, присутствовавшими на соборе 1666–1667 г.
Протесты старообрядцев против этого нововведения были изложены в посланиях к новообрядцам. Так, св. свщмч. протопоп Аввакум пишет в своем житии: «А умудрили никониане со дьяволом книги перепечатать, все переменить. Около купели против солнца дьявол их водит, тако же и церкви святят, против солнца же, и брак венчав, против солнца водят – явно противно творят. Яко отводят людей от десные страны, еже есть от Бога, на шуюю уклоняются, еже есть к дьяволу приводят. И то их не явное ли отступление от Бога?»
После раскола старообрядцы из-за этих нововведений отказывались ходить в никонианские церкви, объясняя причину этого: «потому что нынешние церкви освящены все по новому уставу против солнца, а не по старому освящены». Сторонники хождения против солнца приводили свои оправдания этого нововведения. В частности, Павел Прусский, полемизируя со старообрядцами в «Поморских ответах», писал: «Хотя в старопечатных книгах и показано совершать некоторые ходы по солнцу, однако во святом псалтыри и сами старопечатные книги ни одного хода по солнцу не указывают и ясно свидетельствуют преимущество хождения против солнца».
Старообрядцы, однако, остались глухи к такого рода доводам.
Историк Б. Успенский пишет по этому поводу: «Для того чтобы понять позицию сторонников хождения посолонь, необходимо иметь в виду специфику организации пространства в православном храме: алтарное пространство отчетливо противопоставлено здесь пространству остальной части храма. Ориентация в алтаре может быть прямо противоположной по отношению к ориентации молящихся в самой церкви, обращенных лицом к иконостасу. Такого рода ориентация характерна для Московской Руси XV–XVI веков.
В XI–XII веках алтарная ориентация, как пишет Б. Успенский, «по-видимому, меняется в католических церквах на внешнюю», что впоследствии перенимает и греческая церковь. Мы видим, что подобно тому, как левая сторона в алтаре соответствует правой вне алтаря, так и движение в алтаре против солнца соответствует движению посолонь в остальной части Церкви или же в примыкающем к церкви пространстве – при обхождении храма.
В алтаре священнослужители обращаются к востоку, т.е. к Христу, и после воскресения Христа все верующие оказываются в евхаристическом общении вместе с Христом и символически выражают это, обходя Церковь посолонь, как движется «Солнце праведное», символизирующее воскресшего Христа.
В древней Руси богословие воспринималось через обряды, и сам верующий человек исходил из непосредственного чувства, которому сопутствовало совершение этих обрядов. Он твердо верил в то, что, совершая их, он общается с Богом, и потому он так болезненно реагировал на изменение обрядов.
В заключение хочется вспомнить идеалистическую картину примирения старообрядцев и новообрядцев, которую описывал епископ Андрей Ухтомский в начале XX века. Он представлял, как на Красную площадь Москвы выходят с разных сторон крестный ход старообрядцев и новообрядцев.
Встретившись посередине площади, они кланяются друг другу в землю и взаимно просят прощения. На этом заканчивается, по мнению еп. Андрея, история раскола русской Церкви и воцаряются мир и согласие.
Но невольно возникает вопрос, куда же пойдет, примирившись, этот крестный ход? Посолонь, как и шли до этого после раскола более трех веков старообрядцы, или же новообрядцы продолжат свое движение против Солнца Христа. Идя навстречу, они встретятся, но затем разойдутся, т.к. Христу, как и солнцу, не подобает изменить направление движения.