Святые отцы об образовании

В истории христианской Церкви, в истории проповеди Слова Божия, в развитии церковного вероучения решающую роль играет образованность церковных деятелей. Практически все основные церковные интеллектуальные достижения и процессы были связаны с той или иной высокообразованной личностью. Это касается и христианских богословов, и церковных апологетов, и выдающихся пастырей, и представителей христианского искусства и культуры.svjatitelja-grigorija-episkopa-nisskogo-618x330

Но, с другой стороны, на протяжении двух тысяч лет существования Церкви, в Ней поразительным образом происходит массовое противостояние христиан необходимости получать образование. Этот парадокс сопутствует всей церковной истории, начиная еще с апостольских времен. В Церкви было и есть два не равночисленных лагеря. Меньшинство стремиться к получению образования и агитирует к этому остальных христиан, большинство старается отгородиться от необходимости получения систематического образования и находит массу объяснений своей позиции. Характерно, что такое разделений мнений и взглядов на систематическое образование существовало и среди святых отцов. Есть немало известных подвижников, святителей, мучеников, которые считали, что образование – это вредная ненужность в жизни христианина. Но наряду с ними есть немало выдающихся христианских святых, которые считали образованность важным оружием для проповеди Слова Божия, и которые не только сами получали наилучшее для своего времени образование, но и всеми силами пытались привлечь к этому своих слушателей и последователей.

Сегодня мы начинаем публикацию особенно известных высказываний и мнений святых отцов о необходимости для христианина получения светского образования.

Одним из известнейших и образованнейших христианских богословов был святитель Григорий Нисский. Святитель Григорий Нисский – один из трех Великих Каппадокийцев, внесших неоценимый вклад в развитие православного богословия. Святитель, наряду с богословскими трактатами, также обращался к толкования Священного Писания. Например, он написал известный труд «О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве в добродетели». В этой книге св. Григорий прибегает к аллегорически-духовному методу толкования книги Бытия, пытаясь посмотреть на Ветхий Завет сквозь призму новозаветного учения, особенно, учения апостола Павла.

Мы приводим главу из этой книги, в которой святитель Григорий Нисский касается вопросов светского образования.

Цит. по: Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве в добродетели. Перевод с древнегреческого: А Десницкого. - М. Храм свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке. 2009 г. С. 53-54

Египетские сокровища.

Так Моисей выводит народ из Египта. И всякий, кто идет по стопам Моисея, таким же образом освобождает от египетской тирании всех, кто его послушается. Полагаю, что тем, кто следует за вождем к добродетели, не стоит отказываться от египетского богатства и лишаться сокровищ иноплеменников. Они должны получить будто бы в долг все, чем владел прежде противник, как это и повелел сделать народу Моисей (Исх. 12: 35-36). Пусть никто не принимает поверхностного толкования, будто бы законодатель приказывает грабить состоятельных людей и учит несправедливости. Мнение, что таковы предписания законодателя, не соответствуют действительности, если посмотреть на его последующие законы, в которых от первого до последнего слова запрещается несправедливость по отношению к ближнему, - хотя и может показаться разумным объяснение, что с помощью этой уловки израильтяне получили с египтян плату за труды. (Такое толкование можно найти, например, у Филона Александрийского «Жизнь Моисея», 1.25.141, Климента Александрийского «Строматы», 1.23.157 или Иринея Лионского «Против ересей», 4.46). Но и такое толкование никак не избавляет повеление Моисея от обвинения во лжи и обмане. Ведь когда один человек взял у другого вещь в долг и не вернул, то, если эта вещь ему не принадлежит, он совершил кражу; но если даже он завладел тем, что ему причитается то заслужил имя лжеца, поскольку обманул надежду владельца на дальнейшее пользование этой вещью.

Итак, возвышенное понимание подходит здесь больше приземленного. Тем, кто переходит к свободной и добродетельной жизни, таким образом предписывается запастись богатствами языческой образованности, которой украшаются чуждые вере люди. Нравственную и естественную философию (нравственная философия – этика; естественная философия – естественные науки – физика, биология и т.д.), геометрию и астрономию, науку логики и все, чем занимаются люди вне Церкви, наставник в добродетели повелевает перенять будто бы в долг у тех, кто обогатился всем этим в Египте. Они пригодятся позже, когда понадобится украсить храм Божиего таинства словесным убранством. Те, кто приобрел это богатство, приносят его Моисею, когда он начинает работу над скинией свидетельства (Исх. 35:21-29). Каждый делает свой вклад в устроение святилища – то же самое мы можем видеть и сегодня. Многие приносят Божией Церкви, словно дар, полученное ими языческое образование, как, например, Василий Великий, который сумел за годы юности стяжать египетское богатство, затем, принес его Богу и украсил им Церковь – истинную скинию.

Иерей Иоанн Севастьянов